Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна

Коряки. Общие сведения о народе

 

В Корякском округе Камчатского края проживают коряки – народ России. Округ был образован 1 июля 2007 г. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Территория округа включает северную часть полуострова, Камчатский перешеек и прилегающую к нему часть материка.

Численность коряков в РФ по данным Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 г. составляла 7953 чел., из которых 6640 чел. жили в Камчатском крае, 900 – в Магаданской области. Небольшое количество коряков перепись зафиксировала в Чукотском АО – 69 чел., в Хабаровском крае – 55 чел., в Приморском крае – 34 чел., а также в Красноярском крае, Якутии, Свердловской области, Санкт-Петербурге и Москве.

Численность коряков, по данным Всероссийской переписи 2020–2021 годов составила 7485 чел. (3582  муж., 3983 жен.), из которых в Камчатском крае проживало 6413 чел.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. No 536-р коряки были внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ .

Коряки в прошлом не имели единого самоназвания. По мнению известных исследователей Камчатки Г.Ф. Стеллера и С.П. Крашенинникова, название «коряки» происходит от корякского слова хора («олень»), оно было введено в обиход русскими казаками. Со временем имя «коряки», подразумевающее «у оленей, при оленях пребывающие», стало использоваться как самоназвание.

По типу хозяйственных занятий и особенностям культуры коряки подразделяются на две большие группы: оленные (тундровые) чувчувены (самоназвание – чав’чыв’, «богатый оленями»), представляющие кочевое население северных и центральных районов Камчатки, и береговые, нымыланы (самоназвание – нымылгын – «местный житель», «поселянин»), представляющие обитателей приморских поселков, преимущественно рыболовов и морских зверобоев.

Группы кочевников-чавчувенов были относительно однородны в языковом и культурном отношениях. Оседлые же нымыланы подразделялись на локальные группы, отличающиеся друг от друга диалектными и культурными особенностями. Основные подразделения нымыланов представлены следующими этнографическими группами:

паланцы; проживают на западном побережье Камчатки (посёлки Палана, Воямполка, Лесная). Традиционные занятия – рыболовство и пушной промысел;

каменцы; проживают в нескольких селениях (пос. Манилы и др.) на побережье Пенжинской губы. Традиционные занятия – морской зверобойный промысел, рыболовство;

пареньцы; место проживания – село Парень на побережье Пенжинской губы. Традиционные занятия – рыболовство, морской зверобойный промысел и кузнечество;

итканцы; живут на восточном побережье полуострова Тайгонос. По типу хозяйственных занятий близки к каменцам;

карагинцы; живут в с. Карага, расположенном на восточном побережье Камчатки. Занимаются преимущественно рыболовством.

Особую группу представляют алюторцы, этнический статус которых неоднозначен. Одни исследователи считают алюторцев этнографической группой коряков. Другие рассматривают их как самостоятельный народ. Алюторцы представляют около 25 % от общей численности коряков и подразделяются на кочевых и оседлых. Проживают главным образом на восточном побережье Камчатки. В хозяйственных занятиях алюторцев оленеводство и рыболовство сочетаются с морским зверобойным промыслом. Алюторский диалект ряд ученых считает самостоятельным языком.

Весьма близки к алюторцам по языку и культуре апукинцы. Традиционные места их проживания – побережье Берингова моря – от реки Пахача на юге до бухты Наталия на севере.

В советский период культурная и языковая специфика этнографических групп коряков в значительной степени унифицировалась. Этому способствовала административная практика перевода кочевников на оседлость и особенно – кампания по ликвидации «неперспективных» селений, развернувшаяся в 1950–1980 гг. Вследствие этих акций усилилась миграция коренного населения, происходило смешение различных этнографических групп, стирались их диалектные и культурные различия. Тем не менее до настоящего времени у коряков сохраняются самоназвания, указывающие на принадлежность к той или иной локально-этнографической группе, продолжают бытовать диалекты.

Постсоветские акции по возрождению традиций способствовали поддержанию культурного многообразия корякского этнического сообщества.