Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН |
Жилище.
Чум — универсальное жилище. Это наследие культуры южно-сибирских и центрально-азиатских кочевников. Особенностью кетского чума является набор и характер соединения основных шестов. Кетский чум отличается от подобного жилища у других народов Сибири способом соединения опорных шестов. Они скрепляются с помощью сучков-развилок на конце шестов, либо с помощью обруча, который используется также в качестве опоры для дополнительных шестов. Ставить чум на новом месте начинали с оборудования места для очага — главного символа пространства. Поленья в отгороженном бревнами кострище укладывали наискосок. Устройство чума: в «чистой», «передней» части (против входа за очагом) были места старших членов семьи — стариков и старух, взрослых и неженатых мужчин, и мальчиков-подростков, здесь находились оружие и предметы культа. Ближняя ко входу часть жилища называлась «задней». Здесь держали домашнюю утварь, привязывали собак. Центральная часть жилища занимала нейтральное положение. Пол был выстлан шкурами. Шкуры использовались вместо одеяла. На лето кеты делали берестяные чумы. Летние варианты чума из бересты, обработанной особым образом — отличительная особенность кетских чумов по сравнению с чумами селькупов и эвенков. Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из березы, за каждым ели 2-3 человека (Алексеенко 1992).
Летним временным жилищем был тунус . Каркас состоит из заостренных изогнутых тальниковых жердей, которые перевязываются между собой бечевой, а поверх этой конструкции натягивается ткань. На земляной пол укладываются шкуры, сено.
Другой распространенный тип жилища — землянка. Кетская землянка «бангусъ» (земляной чум) представляет собой яму метра 1,5 глубиной и метра 3-3,5 шириной и длиной. Сверху они закрываются специальными листами прошитой бересты, лежащей на деревяных перекладинах, и засыпаны землей. Небольшой очаг делается из жердей, обмазанных глиной или кирпичей. Пользовались землянкой кеты главным образом в течение «малой ходьбы» с 1 декабря по 1 февраля.
В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. Илимка представляет собой длинную (8 метров) лодку с каютой в виде берестяного сводчатого, двухскатного шалаша посередине. Каюта разделена перегородкой. Передняя часть служит для жилья, задняя является складом (Долгих 1934: 84).
Сегодня ни чум, ни землянку, ни илимку кеты не используют. Но чум сохранялся дольше, чем землянка, еще в 1970-е гг. его местами использовали в качестве временного жилища на промысле. В современных условиях оседлости кеты живут в домах, которые построены по целевым программам поддержки коренных народов.
Конструкция кетского чума: остов, вид спереди, сзади, с правой и левой боковых сторон.
Кеты. Россия, Красноярский край, Туруханский р-он, пос. Келлог. 1960. МАЭ И 1975-1.
Чум А.А. Тыганова на стойбище рыбаков в устье реки Улей.
Кеты. Россия, Красноярский край, Туруханский р-он, пос. Алинское. 1960. МАЭ И 1975-3.
Кетский чум. Фото Е.С. Соболевой
Чум с приспособлением для вяления юколы (рыбы).
Кеты (енисейцы, остяки). Енисей (басс.р.). 1905-1907. Фото В.И. Анучин
.
МАЭ № 1622-55.
Транспорт.
Как и у других народов Сибири, у кетов существовали два вида лыж — зимние ( асьле н), для ходьбы по рыхлому снегу, оклеенные снаружи камусом оленя или сохатого, и весенние — лоќтаќ , «голицы». В современных условиях последние практически вышли из употребления из-за отсутствия весеннего охотничьего промысла (Алексеенко 1961: 83–85). Лыжи кетов относятся к группе скользящих лыж выгнутого типа, характерных для тунгусо-маньчжурских народов, в первую очередь эвенков (Антропова 1953). Полевые материалы 1950–1970-х годов свидетельствуют о единообразии видов лыж и не позволяют выделить у левобережных групп особого варианта западносибирских выгнутых лыж (Антропова 1953: 31, 32).
Груз перевозили на ручной нарте, тащить которую человеку часто помогала собака. Легкие, подвижные, с передней дугой-«бараном», защищающим от повреждения кустарником, ручные нарты — сюль ( с’ул’ ) — имелись в каждой семье (Алексеенко 1961: 65–68). Особенностью конструкции этих нарт является наличие в прошлом только привязанного соединения частей, использование естественных суков в качестве копыльев и вязок (ответвления каждой пары копыльев соединяли концами и связывали корневищем, образуя вязку). Мужские и женские нарты различались. С легкой нартой мужчины прокладывали дорогу в снегу при переходе с одной стоянки на другую. На долю женщин при этих перекочевках приходилось транспортировать все необходимое семье имущество, продукты. Они же перевозили детей, больных и очень старых людей. Поэтому женская ручная нарта была массивнее и на четырех копыльях. Кеты, имевшие оленей на зимнем промысле, перемещались со стойбища на стойбище на оленьих упряжках (Алексеенко 1961: 77–82). Аргиш такой семьи обычно составляли упряжки из трех-пяти санок.
Весной кеты пользовались лодкам-илимкам ( асел’ ) с крытой берестяной каютой и мачтой, заканчивающейся флюгером. В них спускались по притокам на Енисей. В пути и при ночевках в каюте размещалась вся семья.
На мелководных притоках во время охоты на водоплавающую дичь на рыболовном промысле широко использовались и сохраняют ныне свое значение выдолбленные из осины ветки — лодки-однодеревки — дыльти. Их отличали легкость, быстроходность, способность проходить в самых трудных — мелководных, порожистых, с лесными завалами — местах.
Кетские лыжи. Фото Е.С. Соболевой.
Нарты. Фото Е.С. Соболевой
Нарта ручная. Кеты. Россия, Красноярский край, Туруханский р-он, пос. Келлог. 1960. МАЭ И 1975-18
Вид на две крытые лодки. Кеты (енисейцы, остяки). Енисей (басс.р.). 1905-1907. Фото В.И. Анучин. МАЭ № 1622-48
Кето на лодке-долбленке («ветка»). Фото А. Мазурова, 2020.
Одежда .
Одежда кетов отличается от одежды других северных народов и зависит от региона расселения. На севере она из оленьих шкур, распашная прямоспинная, с прямым разрезом, со сходящимися полами, кроенная из одной шкуры или одного целого полотнища сукна по поперечной нитке, без боковых швов. К рукавам пришивали рукавицы. Длиною мужская одежда достигала колен, женская — щиколоток.
Южнее преобладают длиннополые халатообразные шубы, часто покрытые сукном, или длинные рубахи из плотного сукна зеленого или красного цвета. Подол и рукава рубахи отделывались разноцветными лентами, чаще всего красного, белого и синего цвета (Сергиенко 2009: 16). В далеком прошлом единственной нижней одеждой у кетов были короткие ровдужные натизники.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям, запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы или прямых полосок из цветных тканей и шелка вдоль наплечных швов и по воротнику. На женской одежде, кроме этого, аппликацией украшали полы и подол. У зимней одежды, шитой мехом внутрь, подол оторачивали полосой беличьих и лисьих лапок. Мужчины зимой носили шубы на заячьем меху, по покрою являющимися тем же азямом, и длинные унты из камуса.
Особенностью кетской мужской одежды является головной убор — платок. Исконной обувью были короткие чирки. Для защиты голени и бедра при коротких натазниках употреблялись наговицы и чулки. Широко была распространена и камусная обувь.
Женщина в зимней одежде. Кеты (енисейцы, остяки). Красноярский край. 1931. МАЭ И 1268-94
Мужчина в зимней одежде. Кеты (енисейцы, остяки). Красноярский край. 1931. МАЭ И 1268-95
Пища .
До начала XX в. основу пищи кетов составляли продукты их натурального хозяйства: рыба, мясо, съедобные дикорастущие. Низкий жизненный уровень народа не способствовал широкому проникновению покупных продуктов (Алексеенко 1967: 122–130).
Рыба ( ись ) преобладала в традиционной системе питания кетов. С конца мая и до зимы кеты добывали свежую рыбу, зимой использовали заготовленную летом. Свежую рыбу варили, нарезав крупными кусками. Рыбу и уху подавали отдельно. Лакомством считалась вареная рыбья печень, икра. Мелкую рыбу (ельца, сорогу) жарили на рожнах из березового дерева. Ее нанизывали горизонтально по 7–10 штук. Окуней, язей жарили по одному на рожне, крупную рыбу (щуку, тайменя, сига) разрезали на куски. Готовую рыбу ели прямо с рожна. Зимой мороженную рыбу очищали от шкуры и мелко рубили ножом. В мороженом виде употреблялась печень налима. В сыром виде, очистив от внутренностей, ели только что выловленную жирную рыбу — чира, сига, пелядь (Народы Западной и Восточной Сибири).
Основной объем заготовленных рыбных продуктов составляли юкола (распластанная высушенная рыба — язь, лещ, щука) и так называемая пóрса — крошево из поджаренной на рожнах подкопченной и измельченной рыбы, преимущественно ельца.
Наиболее важным и распространенным видом мясной пищи было мясо крупных копытных — лося, дикого оленя. Мясо варили и жарили, употребляли сырым, ели в мороженом и сухом виде.
Кеты собирали ягоды — бруснику, клюкву, морошку, чернику, рябину, черемуху. Свежих ягод ели мало, их больше заготавливали на зиму. Бруснику хранили мороженой в больших берестяных коробах.