Вернуться
  Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН
  1. Кеты. Краткая историческая справка

В целом, как и для других народов, происхождение кетов представляется сложным процессом взаимодействия различных по языку и культуре народов и групп, происходившим на разных территориях в течение очень длительного периода вплоть до знакомства с ними европейцев в начале XVII в. (Алексеенко 1980: 118–140; Николаев 1985: 10–33). Кеты — часть енисейской общности, включавшей кроме них родственных по языку аринов, пумпоколов, коттов, ассанов и др. Отдельные немногочисленные группы этих енисейцев жили на Среднем Енисее — от р. Чулыма, Верхней Кети на западе, до Кана и Бирюсы на востоке. Языковые данные (топонимические, этнонимические) пока являются главными в поиске среди енисейцев наиболее реальных предков кетов. Согласно им, можно предполагать, что на рубеже нашей эры кетоязычные группы жили далеко от мест своего нынешнего расселения: в горно-таежных районах, где берут свое начало р. Иртыш, Томь, Абакан и Енисей. Они оставили здесь много своих названий рек, озер и другие топонимы (А.П. Дульзон). В первой половине I тыс. часть их спустилась вниз по Иртышу и перешла по его притокам на приток Оби — Васюган. Эта территория известна как место жительства отдельных групп хантов и селькупов, но их географическим названиям предшествует плотный слой кетских топонимов, что свидетельствует о более раннем проживании здесь кетоязычного населения. К этому времени и этой территории, видимо, относятся корни культурной и антропологической близости кетов и отдельных групп хантов и селькупов, закрепленные дальнейшими их межнациональными связями и жизнью в сходных экологических условиях. Внешнее сходство их культур и могло явиться причиной того, что первые русские поименовали три разноязычных народа общим названием «остяки» (Народы Западной Сибири…2005: 642-645).

С тюркской экспансией могло быть связано продвижение на Север кетоязычных групп, оставивших свои топонимы в верховьях Енисея, Томи и Абакана. Освоению территории, осуществлявшемуся различными группами, и возникновению очагов этнических контактов способствовала ландшафтная особенность — близкое друг к другу расположение верховий крупных притоков, стекающих с водоразделов в противоположные (запад-восток) стороны (Дульзон 1959; 1963 и др.).

Миграционные процессы, конечным результатом которых явилась уже документально известная этническая картина на Енисее и в Обь-Енисейском междуречье, относятся к IX–XIII вв. Они могли быть обусловлены общей исторической ситуацией в Южной Сибири, сложившейся главным образом в результате разновременных этапов тюркской экспансии.

В течение XVIII в. происходило также продвижение отдельных семей кетов вниз по Енисею и на его северные притоки — Турухан и Курейку, где они достигли северной границы своего расселения. К концу XVIII в. здесь было смешанное кетско-селькупское население, причем на Турухане и его притоках в целом сформировалась селькупоязычная группа. Обитатели побережья Енисея, низовий Турухана и Курейки — селькупы, кеты — в XVIII в. образовали смешанную группу (курейские кеты), в которой возобладал кетский язык, и это явилось решающим условием ее дальнейшего формирования как кетской (Алексеенко 1982: 104–105).

Предшественниками и преобладающими по численности соседями кетов и селькупов в бассейне правобережной Курейки до конца XIX в. были эвенки, кочевавшие главным образом в правобережье этой реки, в системе «камней» и озер. От эвенков кеты заимствовали название р. Курейки и некоторых ее притоков, самого Мундуйского озера, а также возвышенностей («камней»). Постепенно большая часть их переселилась на Турухан, в верхнем течении которого сформировалась самая северо-западная группа эвенков (Туголуков, 1982).

 

Портрет Кеная и его семьи. Кеты (енисейцы, остяки). Туруханский р-он (Туруханский край). 1905-1907. МАЭ № 1227-59.

 

  Работники на разгрузке барки.  Кеты (енисейцы, остяки). Туруханский р-он (Туруханский край). 1905-1907. МАЭ № 1227-129.