Вернуться
  Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН
  1. Кеты. Декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремеслам
  2.  

Изобразительное искусство кетов связано с бытовой культурой и культами. Сегодня его поле резко сократилось. Многие формы исчезли. Особую интенсивность этот процесс получил со времени перевода на оседлость, переселения в поселки и типовые дома вместо стойбищ. Познакомиться с образцами творчества своих отцов и дедов современные кеты могут теперь только в музеях (исключение составляют домашние раритеты, преимущественно связанные с культом, сохраняющиеся в отдельных семьях). В целом для изобразительного искусства кетов характерна простота и даже архаичность формы и техники исполнения, сюжетное однообразие, отсутствие полихромности. Этому есть конкретные причины, более всего экономические. Но в народной среде всегда существовал художественный потенциал. Он стоит за ставшими знаковыми для кетской культуры уникальными курительными трубками, металлической культовой пластикой, проявляется в особых способностях к рисованию, резьбе по дереву.

Наиболее известным памятником кетского сюжетного рисунка можно считать неоднократно публиковавшиеся (В.И. Анучин, С.В. Иванов, Е.А. Алексеенко) дощечки (наддверные в лодках-илимках и задники женских ручных нарт) с изображением Вселенной: мировое дерево (шаманский посох) и предстоящие фигуры, символизирующие составляющие Вселенную миры — светила, животные, птицы, рыбы и т.д. (Анучин 1914: 63–66, рис. 63, 65, 66; Иванов 1954: 86–89, рис. 72–79). Манера изображения фигур на подобных дощечках (резьба, краска) однотипна с аналогичными сюжетами на других объектах (на передней над входом берестяной покрышке чума, где жила семья шамана). В середине XX в. кеты уже редко могли объяснить мифологическое содержание подобных изображений. Но сохранялось общее представление об их сакральной и эстетической значимости. Характерные черты рисунка оленей и архаические детали (сексуальные символы) в резьбе по дереву присутствовали еще в последней кетской лодке-илимке (Алексеенко 1967: 248, рис. 25–1, 2). В целом однотипными были изображения медведя, рисовавшиеся углем или смоченным порохом на овале бересты — непременный атрибут медвежьего ритуала (Алексеенко 1960: 98, рис. 2).

Резьба по кости встречалась на ножнах, мелких предметах, например, мерках для пороха. К сюжетным рисункам (краска, контур подшейным волосом) следует отнести и изображения на шаманском облачении и атрибутах: аналогичны знаки составляющих Вселенную миров, фигура шамана-медиатора с характерными лучеобразными отростками на голове и др. Более мелкие рисунки имелись на обечайке бубна — чум (треугольник), стойбище (несколько треугольников), шаманский чум (треугольник и трезубец, развилка означала шаманский посох или сакральное дерево — Анучин, 1914).

Орнаментальный узор преобладал в народном изобразительном искусстве кетов. Он выполнялся краской (на коже, бересте), вышивкой жгутиками подшейного волоса (по ровдуге), резьбой (по кости, дереву, бересте). Орнаментальные узоры образовывали техникой матерчатой аппликации, меховой и матерчатой мозаикой. Резной орнамент украшал дверь чума и берестяную утварь, костяные крюки для подвешивания колыбели, а также деревянные и костяные (роговые) предметы охотничьего снаряжения — пороховницы, мерки для пороха, пластины для защиты руки от тетивы лука и др. Вышивка подшейным волосом характерна для ровдужных изделий — сумок, кисетов, разнообразных мешочков, а также матерчатых мужских поясов, подвязок для обуви. Цветная аппликация из узких полос ткани отличала суконную распашную одежду ( котлям ), ею украшали клапаны рукавиц, затылочные женские украшения, игольники из сукна и др.

Особое место в прикладном искусстве кетов занимает бытовая скульптура малых форм — курительные трубки, при изготовлении которых мастер использовал естественные формы материала (березовый наплыв), напоминающие фигуры животных. Во второй половине XX в. такие мастера встречались редко. А вот «праздничные» трубки, украшенные инкрустацией свинцом, оловом, медью (Иванов 1970: 126, рис. 112), являющие собой незаурядные образцы народного творчества, перестали бытовать и того раньше.