Вернуться
  Центр арктических исследований
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Иван Андреевич Головнев

Кереки. Социальная ситуация и проблемы 

Основная проблема при описании социальной ситуации среди интересующего нас этнокультурного сообщества заключается в том, что керекская культура – это явление в «на глазах» уходящее в историю. Дело не только в стремительном сокращении числа представителей этой некогда полнокровной народности за относительно короткий недавний период, но и в нынешнем общественном забвении самой этой культуры. Научные исследования по керекам можно пересчитать по пальцам, литературных и публицистических материалов – единицы, до недавнего времени о них не было снято ни одного фильма и т.д. Среди самих потомков кереков почти не сохранилось живых воспоминаний о хозяйстве и верованиях предков, забыт язык. Поэтому говорить в данном тематическом разделе можно лишь о социально-экономическом контексте, существующем ныне в Чукотском округе в целом, с акцентом на положении в регионе проживания кереков в прошлом.

Основной формой хозяйственной деятельности в условиях современной рыночной экономики, в которой с разной степенью успешности проявляет себя коренное население, являются микропредприятия. На территории округа действуют специальные государственные и частные программы по поддержке малого предпринимательства, но для преодоления комплекса проблем коренных бизнесменов, они все еще не достаточно эффективны. Этот блок трудностей представлен: дороговизной доставки товаров (для сельских предпринимателей таксы авиакомпаний непосильны), высокими тарифами на коммунальные услуги, отсутствием стабильных каналов сбыта производимых товаров и услуг, низким уровнем экономической грамотности, необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности и т.п. Однако, очевидно, что перспективы социально-экономического развития региона немыслимы сегодня без развития частной инициативы в сфере традиционного природопользования – внедрения новых технологий и подходов в переработку продукции оленеводства, морского зверобойного промысла, рыболовства и охоты, в производство сувенирных изделий (из кожи, кости моржа, кита, рога оленя и др.), пошив меховых изделий и др. направления так называемого «общинного» предпринимательства, а также в связанные с этим туристские программы (Коломиец 2019: 57). 

Одним из существенных источников поддержки для финансирования социальных программ представителей коренного населения является социальная ответственность организаций крупного бизнеса – государственных корпораций и предприятий из частного сектора. Так, на бывшей «земле кереков» с 2018 г. активно реализуется соглашение о сотрудничестве между ООО «Берингпромуголь» и Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки – за последнее время на проведение социальных проектов в поселке Беринговском и селе Алькатваам было выделено свыше 15 млн. рублей. Оказывается спонсорская помощь двум школам этих населенных пунктов, на средства компании произведен ремонт храма в Беринговском. Благодаря такому сотрудничеству, активистами Ассоциации были созданы детский и взрослый национальные ансамбли, ежегодно проводится экологический проект по уборке берега лагуны Лахтина, ежегодного проводится национальный фестиваль «Эйнев» (Копин 2022: 60).

Одним из распространенных форматов, в который вовлечены представители коренного населения округа, является организация крестьянско-фермерских хозяйств. Коренные фермеры занимаются выращиванием плодовоовощной продукции звероводством, свиноводством, птицеводством, оленеводством, переработкой рыбы и мяса и т.п. Деятельность большинства таких хозяйств поддерживается путем выделения им государственных субсидий и грантов. Однако попыткам реанимировать традиционные формы хозяйствования часто не достаточно одних лишь субсидиально-грантовых вливаний. Пример тому – крестьянско-фермерское хозяйство А. Чейвытегина, который пытался возродить оленеводство в Мейныпильгынской тундре, сошедшее на нет во второй половине 1990-х гг. На выделенные хозяйству средства были закуплены необходимые технические и транспортные средства, соответствующее снаряжение, и 619 голов оленей. Но представителей старшего поколения пастухов, способных передать молодежи навыки оленеводства, в селе Мейныпильгыно уже не осталось, что сказалось на неэффективности реализации проекта и привело к утрате стада.

В отличие от оленеводства, овощеводство на территории Чукотки является экзотическим видом деятельности, ведь Арктические территории считаются малопригодными для земледелия из-за экстремального климата и многолетней мерзлоты (Ярзуткина 2021: 94). Но постепенно, среди многих здешних северян происходит гибридизация хозяйственных практик – обновленные хозяйственные запросы и изменившиеся пищевые привычки приводят к соединению традиционных промыслов и опытного овощеводства в цепочке производства и потребления даже в отдаленных селах Берингоморья. Например, в том же Мейныпильгыно И.А. Головневу, в ходе экспедиции 2017 г. удалось зафиксировать сюжеты о том, как местные жители приспособились к выращиванию картофеля, капусты и других овощей в придомовых теплицах.

Как и в многих северных регионах, малое предпринимательство среди коренных жителей Чукотки до сих пор не имеет должного распространения. И одна из определяющих причин данной ситуации кроется в особенностях местного менталитета. Ведь, если традиционное хозяйствование основано на коллективных формах ответственности, то частные инициативы предполагают несение индивидуальных рисков. Потому, сравнительно успешнее с подобными экономическими вызовами справляется местная молодежь. А «аборигенное предпринимательство», связанное с традиционными промыслами, эффективнее развивается в тех районах, где оно накладывается на исторически сложившийся тип природопользования.

В целом же, согласно исследовательскому диагнозу, несмотря на обозначенные проблемы, рост числа проектов по линии аборигенного предпринимательства при дотационной поддержке, свидетельствует о том, что среди коренных сообществ Чукотки имеется потенциал для адаптации к современной рыночной экономике (Коломиец 2019).

 

 Л.Ю. Ивнэто. Из чукотско-керекской семьи. Мейныпильгыно. Август 2017. Фото И.А. Головнева