Вернуться
  Центр арктических исследований
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Иван Андреевич Головнев

Кереки. Материальная культура 

 

Традиционное бытование, кереков, изначально базировавшееся на промысле морского зверя, дополнявшееся охотой на птиц и рыболовством, а также собирательством, определяло соответственные формы поселений и типы жилищ кереков.

 

Жилище

О традиционных формах керекского жилища можно судить по археологическим данным и воспоминаниям, зафиксированным этнографами. Среди кереков, как и у других народов Северо-Востока, в прошлом были распространены подземные и полуподземные жилища, в частности, валькар («дом из челюстей кита»).

Еще В.И. Иохельсон замечал, что кереки строили свои землянки без воронкообразной крыши, типичной для конструкций соседей-коряков. Давая описание керекского типа жилищ, он сообщал: «Так как дымовое отверстие у них не служит входом, то у них нет и лестницы с отверстиями. Остов дома, сооружаемый в вырытом углублении, делается из изогнутых шестов и засыпается землей. Внутренность дома выложена шкурами. Зимой, чтобы сберечь как можно больше тепла, жилище засыпается снегом» (Иохельсон 1997: 56).

С первых заморозков кереки жили в зимних поселениях на галечнике, на небольших сопках или косах. Поселения состояли чаще из одной или нескольких землянок. Яма для жилища имела глубину около 0,5 м. По углам вкапывались четыре столба, отстоящие друг от друга на 2–4 м, и соединенные перекладинами. На перекладины укладывались толстые жерди, которые под наклоном закреплялись в земле. Сооружение утеплялись дерном и песком, зимой покрывались дополнительно и слоем льда. Вверху оставлялось светодымовое отверстие, закрытое куском льда. Во время сильных морозов перед входом устраивался длинный снежный коридор. Пол землянки засыпался галькой. Земляной выступ вдоль стен использовался в качестве хозяйственного стола. Каждая семья имела свой полог, но пользовалась общим очагом. Спальные места располагались головой к восходу солнца. Был известен обряд, связанный с постройкой нового жилища: четыре основные стойки землянки обмазывались смесью толченых ягод шикши, корешков клайтонии и жира. Затем эту смесь выносили из землянки на тарелках и разбрасывали в разные стороны, чтобы ублаготворить духов. Кроме того, изготавливали пять или шесть стрелок и расставляли их вокруг жилища, настораживая их против злых духов.

Имел распространение и заимствованный тип жилища – юрты (яранги), использовавшиеся в летний период. По описаниям Н.Б. Шнакенбурга, данная вариация жилища представляла собой круглую в основании, конусообразную юрту из оленьих шкур, с внутренним спальным помещением (Шнакенбург 1939: 101).

В советское время, в связи с хозяйственными преобразованиями, происходило «укрупнение» населенных пунктов. Кереки, в числе других жителей региона, вынуждены были свернуть свои стойбища и перебраться жить в новые поселки с преобладанием чукотского населения: Мейныпильгыно и Хатырка. Но многие из них продолжали содержать свои промысловые постройки на месте бывших поселений – так называемые «рыбалки». И сегодня на месте древних жилищ остались еле видимые углубления – их множество, целые улицы вдоль морского побережья. В частности, в ходе экспедиции 2017 г. была, И.А. Головневым была произведена видео- и фото-съемка старинных керекских стоянок в окрестностях Мейныпильгыно: линия останков землянок, вытянувшаяся вдоль морского побережья, свидетельствует о некогда многочисленном населении кереков в данной местности. По сведениям главы администрации Мейныпильгыно, Елянто О.В., в этих местах до сих пор находят останки охотничьих и промысловых орудий, принадлежавших керекам.

 

Останки землянки кереков близ с. Мейныпильгыно. Август 2017. Фото И.А. Головнева

 

Современные же потомки керекской культуры проживают в деревянных срубных, или обшитых сайдингом домах, типичных для поселкового быта Северо-Востока.

 

Средства передвижения

Основными традиционными средствами передвижения керекам служили летом лодки-байдары, а зимой – собачьи упряжки с нартами.

Многие ученые сходятся во мнении, что именно кереки стали изобретателями ездового собаководства в своей местности. Известно, что кереки разводили ездовых собак, которые высоко ценились у соседних народов – чукчей и коряков. Кроме того, им была свойственная манера запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Цуговая упряжка считается наиболее древним и одновременно наиболее совершенным способом езды на собаках. В цуговой упряжке тягловая сила собак используется гораздо лучше, а потому такой вид упряжки отличается высокой проходимостью по неровной местности и глубокому снегу, а также большей приспособленностью к дальним переходам и перевозкам тяжелых грузов. Другие жители этих мест, например, чукчи и эскимосы, изначально использовали запряжку собак «веером». И только в XIX в. они сменили свой вид упряжки на более удобный, «керекский». В зимний период в качестве средств передвижения кереками применялись и ступательные лыжи. Наиболее распространенным средством для зимнего передвижения в наши дни являются снегоходы.

 

Керек К.А. Турылькот с собачьей упряжкой. Из частного архива Т. Кутэгиной (Мейныпильгыно). Пересьемка И.А. Головнева 2017 г.

 

В прошлом в летний сезон для передвижения кереками активно использовалась массивная байдара, остов которой покрывался кожами морского зверя (лахтачьими и моржовыми). Такие морские байдары позволяли керекам уходить на длительные моржовые охоты вглубь Анадырской губы. С постепенным сокращением морзверобойного промысла, ушли в историю и большие керекские байдары, уступив место сначала тупоносым байдаркам корякского типа, а ныне – стандартным лодкам фабричного производства (с мотором).

 

Одежда

Традиционная керекская мужская верхняя одежда была глухого кроя, представляя собой расширяющуюся книзу кухлянку из двух оленьих шкур, сшитых мехом внутрь. В подол вшивали полукруглые клинья, низко вырезанный ворот на груди закрывали меховым воротником-шарфом. Рукава и ворот оторачивали собачьим мехом. Широкие в проймах рукава суживались к кисти. Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку – такого же кроя, только мехом наружу. Головной убор мужчин – двойной капор из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры – cостоял из трех частей: продольной (ромбовидной формы), которая покрывала темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки. Капор имел спереди и сзади опушку из меха собаки и завязывался над подбородком. Женщины носили двойной комбинезон (керкер). Глубокий, до груди, вырез ворота завязывали ремешками. Рукава были опушены собачьим мехом. Штаны комбинезона собирали на вздержку ниже колен и застегивали ремешками поверх обуви. Летом носили только нижний керкер. Обувь — поршневидная: к подошве из толстой моржовой кожи пришивали головку и голенище со швом спереди. К бокам крепились петли из шкуры нерпы и широкие завязки. Голенища женских сапог сшивали из четырех полос и делали узкую линию, окаймляющую подошву. Покрывали голову женщины капюшоном от керкера. Вся одежда кереков обильно украшалась и орнаментировалась, чему примером может служить женская камлея, переданная Н.Л. Гондатти в коллекции МАЭ РАН (№ 442-1). Орнамент, вышитый на одежде и обуви, чаще в виде схематичных изображений природных объектов, имел не только эстетическую функцию, но и символическую нагрузку оберега, а также содержал родовую информацию.

 

Керек К. Турылькот в зимней одежде. Из частного архива Т. Кутэгиной (Мейныпильгыно). Пересьемка И.А. Головнева 2017 г.

 

Как и во многих северных поселках, пошив одежды традиционными методами из натуральных материалов в наше время сохранился лишь в формате производства «сувенирных» изделий, а потому и современная одежда, используемая среди потомков кереков, в основной массе не имеет каких-либо национальных особенностей, являясь продукцией фабричного производства, образцы которого распространяются в магазинах.

 

Т. Кутэгина. Мейныпильгыно. Август 2017. Фото И.А. Головнева

 

Пища

Основу пищевого рациона у кереков издревле составляло мясо морских животных. Его употребляли как свежим, так и заготавливали впрок – резали на тонкие куски и сушили на вешалах. Например, активно употреблялся мясо и жир нерпы (ларги). Излюбленным деликатесом считалось заквашенное в специальных ямах моржовое мясо ( копальхен ). Для длительного хранения запасов пищи существовали специальные кладовые.

Кереки употребляли в пищу мясо всех морских птиц, но основным объектом промысла была кайра. По сведениям В.В. Леонтьева, лакомой едой у кереков считалась особая колбаса ( павалйаан ), рецепт приготовления которой был следующим: «из птицы вместе с желудочком вынимали пищевод, затем его надували и высушивали. После пузырь заливали желтком из яиц кайры, чаек, гаги и варили» (Леонтьев 1983: 26). В целом, мясо птиц и сбор яиц на морских скалах имели существенное хозяйственно-пищевое значение в керекской культуре. И заготавливали мясо птиц в больших количествах – чтобы обеспечить себя пищей до сезона хода лососевых рыб. Существовали у кереков и сопутствующие обычаи разделки и обработки промысловых пород птиц.

В случае удачной охоты, кереки употребляли в пищу также мясо дикого оленя, горного барана, и даже медведя. Есть в керекском языке кулинарный термин – пуйалкык – означающий «парить», «тушить» пищу. Такой способ приготовления пищи предполагал закладывание сырого продукта в заранее прогретую яму и томление в собственном соку. Распространенный у кереков, такой прием не был свойственен другим соседним народам, не случайно среди чукчей ходило выражение, что «кереки без всякой посуды могли приготовить себе еду» (Леонтьев 1983: 42).

Рыболовством кереки занимались с середины июня до середины сентября. Основными орудиями лова были остроги, специальные тупые стрелы, позже – сети. Кереки сооружали запоры и плотины и глушили рыбу дубинками во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца. Рыбу заготавливали впрок – вялили и квасили в ямах. Для повседневной пищи ловили навагу, корюшку, сига – в реках, палтуса и камбалу – в море. Среди дошедших до наших дней «кулинарных» технологий, в этих местах особой популярностью пользуется так называемый «керекский балык», который ежегодно готовят (сушат на вешалах) на семейных промысловых участках («рыбалках»).

 

Рыбалка близ Меныпильгыно. 2017. Фото И.А. Головнева