Вернуться
  Центр арктических исследований
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Иван Андреевич Головнев

Кереки. Демографические данные 

По официальным статистическим данным, численность кереков исторически сокращалась: 1897 г. – кереков было около 600 человек, в 1927 г. – 315 человек, в 1959 – 53 человека, в 1970 г. – 25 человек, в 1975 г. – 13 человек, в 2002 г. – 8 человек, в 2010 г. – 4 человека. Однако переписью 2020/2021 г. в России зафиксировано 23 керека – такая цифровая картина свидетельствует о том, несмотря на неумолимое поступательное сокращение числа носителей культуры до критического предела, текущая динамика оказывается положительной. Представители керекского сообщества, при паритетном соотношении представителей мужского и женского пола, относятся в ранних переписях исключительно к категории сельского населения. За формальной числовой кривой, далеко не совершенной из-за условностей качества сбора и обобщения демографических данных, стоит полная этно-драматизма линия жизни ассимилированного народа, имеющая серию нюансов, неотраженных в статистических подсчетах.

Известно, что уже к моменту конструирования первых переписей, состояние керекского сообщества на Чукотке было критически подорвано предшествовавшими межмплеменными войнами, перераспределениями хозяйственных угодий, эпидемиями массовых заболеваний и пр., что стало предпосылками стремительной ассимиляции малочисленных кереков более многочисленными чукчами в XX в. Определенно, на «выбор» другой идентичности кереками, находящимися в численно и культурно довлеющей среде чукчей как титульной нации региона, влияли этнопсхологические факторы. Так, в архивных тетрадях И.С. Вдовина обрисована характерная картина: «Кереки боятся при чукчах признать себя кереками, говорить на керекском языке. Выйдя замуж за чукчу, керечка перед русскими и другими скрывает свое керекское происхождение. Если муж керек у чукчанки, она запрещает ему называться кереком… Они были как рабы у чукчей. Чукчи могли в прошлом прийти в керекский поселок и забрать юношей и девушек для работы в своем стаде без всякой оплаты, без всякого срока» (Архив МАЭ. Ф. 36. Оп. 1, Д. 8, Л. 1).

К концу 1950-х гг. В.В. Леонтьев, зафиксировал локализацию кереков всего в двух чукотских национальных поселках округа – Мейныпильгино и Хатырка. По данным его экспедиционных исследований, в 1970 г. из 31 только 15 человек, проживавших в Мейныпильгыно в составе этнически смешанных семей, считали себя кереками. В Хатырке числилось 11 кереков. А уже в полевой сезон 1975 г. им было выявлено только 5 мейныпильгынских и 9 хатырских кереков.

В ходе исследований И.А. Головнева 2017 г. в национальных поселках Мейныпильгыно и Хатырке, также обнаружились подтверждения того, что потомки кереков из смешанных семей, позиционировали себя в поселковых сообществах как чукчи (под этим этнонимом фигурировали они и в соответствующих графах переписи) – таковых удалось выявить 15 человек. Подавляющее большинство информантов являлись на момент киноэкспедиции людьми возрастными (60–65 лет) – в этой связи, и на сей день не имеется оснований выделять «молодежную когорту» среди стареющего сообщества кереков.

В переписи 2020/2021 г. из 23 записавших себя кереками персоналий, 20 (13 мужчин и 7 женщин) указали городскую «прописку» и только 3 (женщины) – сельскую.

 

Семья кереков. Фото В.В. Леонтьева. Из фондов Магаданского краеведческого музея.

(КП-34409-474)