Центр арктических исследований
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Иван Андреевич Головнев |
Кереки. Декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремесла
Кереки слыли искусными ремесленниками, умелыми кустарями. Природное сырье – моржовый бивень и олений рог, меха и кожи, древесину и бересту – они использовали для изготовления и оформления хозяйственных орудий, охотничьего снаряжения, повседневной одежды и обуви, ритуального инвентаря, амулетов и украшений, детских игрушек и т.п.
В конце XIX в., начальником Анадырской области и исследователем Н.Л. Годатти, кроме этнографических и статистических данных, была собрана и богатая коллекция предметов уникальной керекской скульптуры – изображения животных и птиц, выполненные преимущественно из фрагментов моржового бивня, предметы которой сегодня рассредоточены по фондам центральных и региональных музеев в России и за рубежом (Музей антропологии и этнографии «Кунсткамера» РАН, Музей-заповедник истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Американский музей естественной истории и др.). А в фондах Российского Этнографического Музея (г. Санкт-Петербург) особый интерес в этом плане представляет коллекция Н.П. Сокольникова по народам Северо-Восточной Сибири – крупное собрание мелкой пластики из клыка моржа – всего Н.П. Сокольникову удалось собрать свыше 2 600 предметов по культуре чукчей, коряков, эвенов, эскимосов, кереков, чуванцев и алеутов.
Сами изделия часто дополнительно орнаментировались характерными для керекской культуры визуальными символами. До сих пор на местах древних керекских поселений и на останках жертвенников случаются находки старинных костяных наконечников стрел, многие из которых орнаментированы опоясывающими линиями, что считается типичным декором для керекской культуры.
Наконечник стрелы, найденный в окрестностях с. Мейныпильгыно. Фото И.А. Головнева. 2017
Однако исследователям приходилось находить и образцы более изощренной орнаментики. Так, по воспоминаниям В.В. Леонтьева, среди наконечников копий, найденных на жертвеннике в губе Гавриила, один был с весьма своеобразным оформлением: «орнамент нанесен на слегка утончающемся втульчатом черенке. Он представляет собой две пары тройных опоясывающих линий, но вместо точечек и вертикальных черточек от верхних линий двух поясков отходит веточка, которая просматривается с боков и с тыльной стороны черенка. По форме веточка напоминает стилизованную летящую птицу. Подобная веточка не встречалась на других изделиях кереков» (Леонтьев 1983: 49). Очевидно, тот древнекерекский художник стремился пластически передать движение, что характеризует его скорее как искушенного экспериментатора, нежели как заштампованного кустаря. С художественной точки зрения представляет особый интерес и находка фигурки птицы с нерпичьей головой на месте поселения Кайныйун .
Керек М.И. Етынкеу. Из фондов Магаданского краеведческого музея (КП-34409-475)
По мнению информатора В.В. Леонтьева, керека М.И. Етынкеу, эта скульптура, сделанная из моржовой кости, символизирует тчикылтчики – сказочную сову, которая в фольклорных произведениях представала в образе кровожадной птицы, способной съесть даже своих детей. «Фигурка совы у шейки имеет отверстие, что указывает, что она служила амулетом, который носили на шее или поясе. Вся фигурка орнаментирована опоясывающими и продольными двойными и тройными линиями с треугольными точечками» – сообщал В.В. Леонтьев (Леонтьев 1983: 50). Удивительно искусно, с применением красителей, гравировки и резьбы, выполнено и изображение лебедя на подвижных колесиках, хранящееся в коллекциях МАЭ (№ 441-37/87). Имели место и антропоморфные творения – в этой связи, представляет интерес, например, выражительное изображение двух борющихся людей из сборов Н.Л. Гондатти (МАЭ № 408-43).
Карта с обозначением национальных поселков Мейныпильгыно и Хатырка, в которых сегодня живут потомки кереков
В конце XIX – начале XX в. у кереков, как и у других соседних народов, получило развитие ремесло по изготовлению курительных трубок и коробок для табака. По данным В.Г. Богораза, «коряки, кереки, обрусевшие юкагиры, а также колымские чукчи делают коробки для нюхательного табаку по одному стилю, изготовляя их из дерева, оленьего рога, моржовых бивней. То же наблюдается и у аляскинских эскимосов» (Богораз 1934: 139). Было принято декорироватьь даже лопаты и костяные обивалки от снега, примеры каковых находятся в собрании МАЭ РАН (Коллекция № 408).
В традиционной культуре кереков была широко развита и орнаментация одежды – мужской, женской, детской, погребальной, шаманской – что имело как декоративный, так и обереговый и магический смыслы. Кроме того, та или иная «форма» одежды сопровождалась своим набором аксессуаров. Например, обязательной принадлежностью мужской одежды кереков, являлся пояс. Н.В. Ермолова приводит мнение о единой моде в части «дизайна» мужских поясов среди соседствующих народов Северо-Востока: «наряду с кожаной аппликацией, воспроизводящей традиционный орнамент из двойных опоясывающих линий, была характерна вышивка оленьим волосом и сухожильными нитками, а позднее и цветными фабричными. Вышиваемые узоры состояли из геометрических фигур в виде концентрических кругов и различных волнообразных линий. Нить мастерицы не пропускали через кожу насквозь, а лишь слегка прихватывали ее за верхний край, поэтому на обратной стороне нет следов от швов» (Ермолова 2005: 263). На те же мужские пояса же подвешивались не только ножны, но и различные украшения из дерева или кости – скульптурные изображения птиц и животных, а также антропоморфные фигуры, очевидно, наделяемые свойствами амулетов.
Пояс мужской охотничий . МАЭ № 442-18/1
Свою ритуальную «форму» имели и керекские шаманы. По данным В.В. Леонтьева, «она была распашной и длинной, расшита узорами. Края были оторочены собачьим мехом, на голове – пушистая шапка с кисточками» (Леонтьев 1983: 60).
Имеющиеся в исследовательском обороте археологические и этнографические материалы, свидетельствуют о развитой стадии художественного мышления в древнекерекской культуре, в настоящее время уже нивелировавшейся.