Вернуться
  Центр арктических исследований
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Иван Андреевич Головнев

Кереки. Общие сведения

Кереки, самоназвание которых анкалакку (приморские), относятся к группе палеоазиатских народов – это потомки древних жителей Арктики – наследники носителей лахтинской культуры, издревле населявшие океанские берега Чукотки и Камчатки. По данным археологии, многочисленные древнекерекские селения были рассредоточены по всему побережью Берингоморья: от Анадырского лимана до устья р. Опуки (Орехов 1986).

В настоящее время кереки остаются одной из самых малочисленных этнических групп России – согласно переписи 2010 г., их численность снизилась до критически низкой цифры – 4 человека, но в 2020/2021 г., кереками себя записали уже 23 человека.

Как следует из истории освоения края, «земля кереков» долгое время оставалась в стороне от основных маршрутов продвижения русских землепроходцев, торговых путей и треков исследовательских экспедиций, до конца XIX в. являясь необъясаченной и неизученной территорией. Потому в ранних письменных источниках автохтоны-кереки фигурировали как подгруппы более крупных этнических групп – чухмари (камчадальское прозвище чукчей) или коряцкие люди (коряки) – пришлых сообществ для той местности. И только в конце XIX в., с подачи просвещенного начальника Анадырской области Н.Л. Гондатти, кереки стали выделяться как отдельная группа, созвучно наименованию кэрэкит – так называли их чукчи. С тех пор и среди кереков вошло в употребление схожее самоназвание – каракыкку . В работе Н.Л. Гондатти подчеркивалась явная самобытность кереков: «Язык этого народа не понятен ни чукчам, ни ламутам, ни даже корякам. Чукчи отделяют керекит от коряков, признавая их совершенно отдельным народом» (Гондатти 1897: 217).

Фольклор, зафиксированный этнографами, повествует о внушительной численности населения приморских людей и обширности населяемой ими территории в прошлом. Так, согласно преданиям, в былые времена кереки были «сильнее и многочисленнее, имели большие кожаные байдары и жили охотой на моржей. Они ходили за моржами на большое лежбище в глубине Анадырской губы, остатки которого сохранились до начала XX века» (Богораз 1934: 41). И по результатам комплексных исследований, проведенных в ходе известной Северо-Тихоокеанской (Джезуповской) экспедиции 1897–1902 гг., В.И. Иохельсон соотносил протяженную полосу побережья Берингова моря от мыса Ананнон (Олюторского) до мыса Барыкова с «керекскими селениями» (Иохельсон 1997: 38).

С самого начала научного изучения кереков, оставался дискуссионным вопрос об их происхождении и этнокультурной особости. В частности, другой участник вышеупомянутой Северо-Тихоокеанской экспедиции, В.Г. Борогаз, посетив земли кереков в 1900–1901 гг., и отметив значительное влияние на кереков со стороны эскимосов, в то же время оставил их в разряде «отпрысков коряцкого и чукотского племени» (Богораз 1934: 3). Позднее, в 1937 г., сотрудник Музея Арктики и Антарктики Н.Б. Шнакенбург, основываясь на изучении одной только южной группы кереков, пришел к выводу о принадлежности кереков к группе приморских коряков (Шнакенбург 1939: 103). Эта научная линия сказалась на том, что наименование кереков было на время выключено из официальных этноатласов и переписей советских народностей. Но в 1950-х гг. начала набирать силу позиция о самобытности кереков, прежде всего, основанная на исследованиях их языка. Так, в 1957 г., авторитетный лингвист П.Я. Скорик, произведя экспедиционные записи фольклорных и бытовых нарративов, и проанализировав их с ракурсов фонетики, морфологии и синтаксиса, – пришел к выводу о том, что керекский язык является самостоятельным, хотя и претерпевшим влияния соседних – чукотского, корякского и эскимосского. В развитие данного вектора, представляют интерес и свидетельства в защиту самости кереков, содержащиеся в этнографических материалах известного североведа, сотрудника МАЭ И.С. Вдовина, который опирался в этом вопросе на хозяйственные аргументы, сформированные им в ходе полевых исследований 1960-х гг.: «К числу коряк (н’мэллу) неправильно отнесена маленькая народность керэки или керэкиты… Керэки или керэкиты почти не знают рыбной ловли, они не занимаются оленеводством… Керэки – оседлые ремесленники, собаководы и зверобои» (Архив МАЭ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 81. С. 11). Ключевую же роль в укреплении в научном поле позиции об особости керекской культуры сыграли фундаментальные археологические и этнографические исследования В.В. Леонтьева, произведенные в 1970-х гг. Во главе экспедиций 1972, 1973 и 1975 гг., организованных в рамках заданий Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского Дальневосточного научного центра АН СССР, ему удалось пройти по местам древнекерекских селений – от Анадырского лимана до бухты Дежнева, а также побывать в современных ему местах проживания мейныпильгынских и хатырских кереков. Кроме того, им были изучены фонды архивов и коллекции музеев, а также изданные литературные источники по керекской тематике. Результаты своих изысканий В.В. Леонтьев обобщил в серии научных публикаций, включая остающиеся единственными по сей день монографии об этом народе – «По земле древних кереков: записки этнографа» (1976) и «Этнография и фольклор кереков» (1983).

По мнению В.В. Леонтьева, кереки по языку и происхождению разделяются на две группы: наваринскую ыйулаллакку » – керек. «верхние») и хатырскую ( «иутылаллакку» – «нижние») (Леонтьев 1983: 8). Упомянутые группы, по результатам лингвистического анализа, имели и свои соответствующие диалекты: мейныпильгинский и хатырский (Скорик 1968: 333). Уже на опыте исследований 1970-х гг. В.В. Леонтьев признавал: «восстановление этнической истории кереков представляет большие трудности. И главная трудность заключается в том, что кереков, знающих родной язык, древние обычаи, традиции, промыслы и занятия, почти не осталось. Кереки переняли чукотскую культуру, а с началом колхозного строительства перешли к новым, коллективным формам трудовой деятельности» (Леонтьев 1983: 6).

И в настоящее время кереки остаются одной из самых малочисленных этнических групп России – согласно переписи 2010 г., их численность снизилась до критически низкой цифры – 4 человека, но в 2020/2021 г., кереками себя записали уже 23 человека.

 

 

Этнографическая карта Северо-Востока России в начале XX в. с обозначением «земли кереков»