Вернуться

Ительмены. Социальная ситуация и проблемы.

Сферы  занятости коренного населения связаны главным образом с  традиционной хозяйственной деятельностью. У ительменов она издавна включала  рыболовство, охоту и морской зверобойный промысел.

Большие надежды на преодоление постсоветского экономического кризиса начала 1990-годов коренные жители Камчатки связывали с развитием предпринимательства в традиционных отраслях хозяйства. Принятые еще в советское время государственные законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1886) и «О кооперации в СССР» (1988) внесли новшества в формы традиционного хозяйствования. Уже летом 1988 года в округе функционировало 10 кооперативов и 29 индивидуальных предпринимателей. Но освоение новых форм хозяйствования встречало как материальные, так и психологические трудности. Кроме того, этот процесс тормозился бюрократическими предписаниями местной власти.

Неудачи предпринимательства затронули в том числе рыболовство: «Считали, что родовые общины… будут давать какую-то продукцию, а получилось, что просто все скатились к натуральному хозяйству» (ПМА 1997). Рыболовецкие общины, организованные в ительменском селе Ковран, вынуждены были сдавать свои выловы (корюшку, лосося) «за копейки» в ближайший Усть-Хайрюзовский Рыбоконсервный завод.

Сохранение и развитие рыболовства, охоты коренные жители Камчатки традиционно считают необходимым условием своего этнического бытия: «Тем мы и спасаемся, что у нас традиционные промыслы более развиты, чем в других местах» (ПМА 1997).

Результаты этносоциологического опроса, проведенного в 2001 г. у берегового населения, показали, что рыболовство рассматривается коренными жителями как основной источник питания и дохода.

О столкновении интересов промышленного рыболовства и рыбопромысловых общин коренного населения свидетельствуют письменные обращения жителей с. Ковран в органы власти Камчатского края, в которых содержатся призывы «запретить промышленное рыболовство на реке Ковран, отменить итоги конкурса на распределение рыбопромысловых участков на реке Ковран для общин коренных народов» и пр. Например, в обращении 2010 г. жителей с. Ковран к краевым властям  авторы акцентируют внимание на проблемах неустроенности быта этого ительменского селения: « В настоящее время село Ковран находится в крайне трудном социально-экономическом положении. Отсутствует сельское хозяйство (сельскохозяйственная ферма развалилась после развала градообразующего предприятия с. Ковран – колхоза «Красный Октябрь», впоследствии акционированного в компанию «Иянин Кутх», которая также впоследствии развалилась)... Закрыта местная больница. Закрыт интернат для детей – представителей коренных народов Севера. Фактически бюджетообразующими организациями стали сельская администрация, сельский клуб, школа и детский сад. Практически разрушена система жилищно-коммунального хозяйства, дорожная система поселка.

Взрослое мужское население, в основном, не имеет работы, не занято в традиционной хозяйственной деятельности, т.к. общинам коренных народов Севера, зарегистрированным в с. Ковран, крайне затруднено осуществление традиционного рыболовства на реке Ковран…»   (Из личного архива О.А. Мурашко)

В 2012 г. в ответ на многократные обращения коренных жителей к властям промышленное рыболовство на р. Ковран было временно (на два года) запрещено за исключением промысла для личного потребления жителей села Ковран, относящихся к КМНС.

Большие надежды КМНС Корякского АО возлагали на развитие в камчатском регионе этнографического туризма. В Ковране планировалась постройка реконструированного по этнографическим описаниям зимнего полуподземного ительменского жилища. Из-за отсутствия финансовой помощи этот проект  не осуществился. В 2001 г. строительство «ительменской деревни» началось недалеко от Петропавловска-Камчатского на средства, выделенные администрацией Камчатской области и Проектом ПРООН (Программы развития ООН). Реконструкции старинных балаганов с целью привлечения туристов были осуществлены также в Соболево, Мильково, Анавгае.

С идеями развития туризма связывались планы производства этнических сувениров: изготовление национальной одежды, сумочек, ковриков, украшений (меховых и бисерных подвесок), моделей нарт, поделок из оленьей и моржовой кости и проч. Производство сувениров до сих пор продолжается в  Ковране, Караге, других селениях, но изделия из отдаленных поселков не находят сбыта ввиду отсутствия там покупателей.

Освоение ительменами новых форм экономики, несмотря на трудности, продолжается.