Вернуться

Ительмены. Материальная культура (пища, одежда, жилище, средства передвижения).

Пища . Основным продуктом питания ительменов издревле была рыба. «Рыба составляет существенную и единственную их пищу <...> Рыба у них поедается за завтраком, рыба идет на обед, с рыбой пьется чай, и рыба же составляет ужин», писал естествоиспытатель В.Н. Тюшов.

Заготовка рыбы впрок производилась несколькими способами: вялением, квашением, замораживанием, солением и копчением. Эту работу выполняли женщины, им помогали старики и дети. В середине ХХ столетия разделкой рыбы начали заниматься и мужчины.

Подготовка рыбы к копчению (Архив О.А. Мурашко)

В XVIII – первой половине ХХ в. основная масса заготовляемой рыбы шла на производство юколы. Для этого рыбу вялили на воздухе,  через два-три дня ее переносили в балаган, где  развешивали на жердях. Под балаганом разводили дымокуры. Юкола, идущая на корм собакам, вялилась только под открытым небом.

Другим распространенным способом заготовки рыбы  было квашение.  Квашеная рыба употреблялась в пищу вплоть до ХХ в. Позднее она шла преимущественно на корм собакам. Для себя квасили лишь рыбьи головы.

Поздней осенью и зимой рыбу замораживали. Запасали впрок и рыбий жир, который вываривали в лодках при помощи раскаленных камней. У русских ительмены научились солить рыбу. Однако ввиду дороговизны соли этот способ заготовки в XVIII – XIX вв. не получил массового распространения. В настоящее время засолка – основной способ заготовки рыбы. От русских ительмены заимствовали и такой способ консервации, как копчение.

 Наиболее древним можно считать употребление рыбы в сыром виде. Весьма популярным блюдом была строганина – филе свежемороженой рыбы, нарезанное тонкими ломтиками.

Распространенной повседневной пищей была юкола. Перед едой ее предварительно очищали от чешуи, затем размягчали каменным пестиком и в таком виде  ели с тюленьим жиром.  Одним из деликатесов в XVIII – XIX вв. считалась квашенная в ямах рыба. 

В большом количестве употреблялась лососевая икра.  Свежая или сушеная икра была одним из основных компонентов многих национальных блюд. С вяленой икрой ели коренья, стебли шеломайника, борщевика, орехи кедрового стланика, луб березы. Ее брали на промысел и в дальнюю дорогу.

 Распространенным блюдом была запеченная рыба. Отварную рыбу запивали настоем  борщевика. Из рыбной муки пекли оладьи, варили каши и супы.

Значительное место в пищевом рационе занимали продукты морского зверобойного промыслов. Мясо и жир морских животных вялили, тушили, квасили и солили.

Одним из основных компонентов многих блюд был жир. По этому поводу мореплаватель В.М. Головнин (1776–1831) заметил: «Камчадалы всякой пище предпочитают жир, какой бы то ни было, олений, бараний, медвежий, китовый, тюлений, без которого никакое их кушанье не приготовляется, едят его весьма охотно даже и сырой». 

Широко употреблялись в пищу продукты охотничьего промысла. Мясо животных в большинстве случаев ели вареным, олений мозг – сырым. Из мяса тюленя, снежного барана и различной дичи  готовили жаркое способом тушения.

Праздничным блюдом считалась толкуша . Бытовали три разновидности этого кушанья: (1) из внутреннего оленьего или говяжьего сала; (2) из мяса; (3) из сушеной лососевой икры. В животный продукт добавляли копченый кипрей, тюлений жир и воду. Всю эту смесь взбивали деревянным пестом. 

Значительное место в пище ительменов занимали продукты собирательства. Большинство из них употреблялись в свежем виде: черемша, щавель, стебли борщевика и шеломайника, клубни сараны, кемчиги и лилии. Из них готовили также специальные блюда. «Пареная сарана, с морошкою, голубелью или с другими ягодами вместе столченная, может почесться на Камчатке за первое и приятнейшее кушанье», – писал С.П. Крашенинников. Впрок заготовляли и  «сладкую траву» – борщевик. В XVIII в. борщевик служил компонентом и приправой многих блюд. Маленьким детям высушенные стебли борщевика давали  как лакомство. 

Существенное место в заготовках занимал кипрей. Сердцевину стеблей кипрея превращали в кашицу, из которой формовали  лепешки.  Их сушили на воздухе и запасали на зиму.

Ягоды входили в состав разнообразных блюд. Шикшу, бруснику хранили в свежем виде в берестяных коробах или в деревянных бочках, голубику, жимолость, морошку ели в вареном виде. Плоды боярышника, черемухи и  жимолости сушили. Бруснику иногда мяли с сырой лососевой икрой или вареной тюленьей кровью, получая своеобразную кашу. Несозревшую голубику варили в воде, добавляя в кипящую массу толченую свежую икру. Приправой к блюдам и эффективным противоцинготным средством являлась черемша, которую в сушеном виде заготавливали на зиму.

 С приходом на Камчатку русских в рацион питания ительменов постепенно вошли новые продукты: картофель, репа, турнепс, крупы, сахар, чай, хлеб. Получили распространение молочные блюда, мучные изделия и пр.

В настоящее время популярны  рыбные и мясные супы, заправленные картофелем, макаронами, крупами, а также  борщи, пельмени,  разнообразные пироги и т. д. Сохраняются и  традиционные блюда: вяленая рыба с жиром, свежие отваренные головки и пр.

Одежда . В  традиционной одежде ительменов помимо черт, восходящих к древней культуре их предков, прослеживается  влияние айнов, коряков и других соседних народов.

До прихода русских на Камчатку основным материалом для изготовления одежды у ительменов служили шкуры оленей, собак, морских животных, пушного зверя, птиц. Обувь делали из камусов, кожи лососевых рыб, шкур молодых тюленей, собак, снежных баранов.

В зависимости от видов и назначения одежды и обуви существовали различные способы выделки шкур для их изготовления. Традиционные способы обработки  сохранялись до второй половины ХХ в. Выделанные шкуры красили, натирая мелко нарубленной корой ольхи.

Повседневной зимней верхней мужской одеждой служила глухая рубашечного покроя кухлянка из оленьих шкур, длиной ниже колен.  Крашенинников отметил два вида кухлянок: «У одних подол бывает ровной, а у других назади с нарочитою выемкою и с хвостом долгим». Кухлянку «с хвостом» носили только женщины. Подол, рукава, капюшон и нагрудник кухлянки обшивали пушистым мехом. Зимняя кухлянка была двойной: нательная часть – мехом внутрь,  верхняя – мехом наружу. В качестве украшений  использовались разноцветные ремешки. В XVIII в. ительмены носили также кухлянки из собачьих из бараньих шкур, из меха пушного зверя.

Камчадал в кухлянке. Село Хайрюзово, 1909–1911 гг. (МАЭ. Кол. № 2829- 232)

Ительмены в национальной одежде. ( https://emilia-spanish.ru/obrazy/nacionalnaya-odezhda-itelmenov-91-foto.html )

Другим видом повседневной зимней плечевой одежды  были камлеи. Они изготовлялись из тех же материалов и с использованием того же покроя, что и кухлянки, но длина их была почти «до пят». Камлеи бытовали у ительменов до середины ХХ в. Со временем их стали шить не из меховых шкур, а из белой ровдуги или ткани. При плохой погоде камлею надевали  поверх меховой кухлянки для защиты  меха от влаги.

Верхняя плечевая одежда у мужчин и женщин отличалась лишь размерами. Женские камлеи и кухлянки были несколько длиннее и шире мужских. Нижним женским одеянием был комбинезон , состоящий, по описанию С.П. Крашенинникова, из сшитых вместе штанов и «душегрейки». Зимний комбинезон шили из шкур оленей или снежных баранов, летний – из ровдуги или выделанных кож морских животных.  Ительменский комбинезон с приходом русских постепенно вышел из употребления.

Традиционно верхнюю одежду мужчины надевали на голое тело. Рубашек не носили. Впоследствии  нижней плечевой мужской одеждой стали рубашки из ровдуги или из ткани. До 40 – 50-х гг. ХХ в. штаны шили из оленьей зимней шкуры. Иногда их изготовляли двойными: нижние – мехом внутрь, верхние – мехом наружу. Летом и мужчины, и женщины носили кожаные штаны, 

В начале XVIII в. летним мужским головным убором служили  перьевые шляпы, подобные алеутским. Зимою обвязывали голову ремнем с  меховыми лоскутами, которые прикрывали уши и затылок. В XIX в. популярным головным убором у мужчин стал капор, аналогичный корякскому и чукотскому. Позднее капор заменили шапки-ушанки. Распространенными головными уборами у мужчин  стали также кепки и фуражки, а у женщин  – платки.

Ительмен в зимнем головном уборе 23 ( https://emilia-spanish.ru/obrazy/nacionalnaya-odezhda-itelmenov-91-foto.html )

К концу XIX в. обувь  изготовляли преимущественно из камусов и шкур тюленя. Мужская повседневная обувь отличалась от женской длиной голенища. В ХХ столетии этих различий уже не наблюдалось, вся обувь шилась длиной до колен. С зимней обувью носили меховые чулки из оленьих или собачьих шкур. Современная зимняя обувь, как правило, фабричного производства.

Специальной промысловой одежды у ительменов не было. Для защиты от сырости надевали плетенные из травы дождевики . Внутренняя сторона их была гладкой, внешняя – пушистой; края украшали каймой из плетеной соломы. Накидками от дождя служили также плетеные соломенные циновки, которые ительмены  носили с собой.  В начале ХХ в. накидкой служила выделанная оленья шкура, пропитанная с внешней стороны тюленьим или медвежьим жиром. В качестве зимней промысловой обуви ительмены использовали торбаса из рыбьей кожи. Такую же обувь носили женщины при сборе ягод. Охотники, промышлявшие зверя на льду, носили меховую обувь с подошвой из медвежьих камусов,  В ХХ в. летней промысловой обувью являлись длинные торбаса, называемые броднями.

В настоящее время производственной одеждой для рыбаков служат прорезиненные куртки и брюки, резиновые сапоги. Люди, занятые в других сферах производства, носят  ватные куртки, кирзовые сапоги и ботинки.

Праздничной плечевой одеждой ительменов в ХVIII в. являлась парка  меховая одинарная глухая рубаха, вокруг подола, ворота и рукавов которой пришивали подзор, украшенный бобровым или собачьим мехом. 

Ительмен в национальной одежде. letsgophotos.ru

Ительменки в национальной одежде ( https://emilia-spanish.ru/obrazy/nacionalnaya-odezhda-itelmenov-91-foto.html )

Традиционная праздничная обувь изготовлялась из ровдуги или тюленьей крашеной кожи. Головку составляли из пестрых кусков (полоски красного сафьяна чередовались с полосками тюленьей кожи), подошва выкраивалась из белой выделанной нерпичьей шкуры. Около щиколоток обувь обматывалась кожаными завязками. Наверху пришивалась широкая кайма, расшитая всевозможными узорами. С приходом русских для украшения стали использовать шелковые нитки и вышивку.

Специальной ритуальной и погребальной одежды ительмены не имели.

В  XX – XXI вв.  среди ительменов получила  распространение общеевропейская одежда промышленного производства: пиджаки, брюки и пр. – для мужчин, платья, кофты, жакеты и пр. – для женщин.

Председатель и секретарь Ковранского сельсовета А.И. Павлуцкая и Т.Е. Гуторова. Пос. Ковран, 1964 г. (МАЭ. Колл. 1964-339).

Жилища . Первые письменные сведения об ительменских жилищах  принадлежат землепроходцу, первооткрывателю Камчатки  В.В. Атласову (1661–1711), который писал следующее: «А юрты у них зимные земляные, а летные на столбах вышиною от земли сажени по три, намощены досками и покрыты еловым корьем, а ходят в те юрты по лестницам». В центре ительменской полуземлянки находился очаг. Вдоль стен  – спальные нары. Земляной пол был устлан циновками. В жилище спускались по лестнице-стремянке. По описанию С.П. Крашенинникова,  «во время топления юрты непривычному трудно входить и выходить из юрты: ибо и лестница так горяча бывает, что ухватиться нельзя; и, проходя сквозь дым, должно переводить дух, чтоб не задохнуться».

Полуземлянка к концу XVIII в. была вытеснена русской избой. Из-за отсутствия навыков в сооружении наземных срубных построек ительменские жилища XIX – начала ХХ в. выглядели невзрачно: «Маленькие и бедные домики, если только можно назвать домиками эти жалкие лачуги с окнами, нередко затянутыми полотнищами из сшитых медвежьих кишок вместо стекол, всегда сырые и крайне грязные, по большей части даже без сеней, не разгороженные никакими перегородками, представляют собой небольшие квадратные срубы, покрытые травяной крышей», – так охарактеризовал ительменские жилища врач, естествоиспытатель, исследователь Камчатки В.Н. Тюшов.

Дом обогревался печью из самодельного кирпича. Ее устанавливали на  коротких бревнах, сложенных в один или два венца. Освещались жилища жирниками.  

В 1920–1930-х гг. в постоянных поселениях близкие родственники строили большие срубные жилища, площадь которых была 50-60 кв. м. К домам стали пристраивать сени из бревен или жердей. В больших жилищах делали перегородки. На кухне были полочки для посуды и небольшой столик. В центре спальни подвешивалась люлька, которая представляла собой кусок холстины, натянутый на деревянную раму.

Строили также каркасные дома с пазовыми креплениями.

В конце XVII – начале XVIII в. каждая семья с ранней весны до поздней осени жила в летнем жилище – балагане. Впоследствии, с переходом в срубные избы, балаганы стали использоваться как хозяйственные постройки.

Ительмен – охотник из Кирганика в долине реки Камчатка (Архив О.А. Мурашко).

Рыбаки, охотники, сборщики дикоросов на местах промыслов сооружали временные жилища. Наиболее распространенными из них были шалаши. «Там, где камчадалу приходится ночевать, – писал Г.В. Стеллер, – он тот час же сооружает себе из длинной и высокой травы шалаш; их можно видеть очень часто повсюду на берегах рек и на торфяниках».

 До 1950-х гг. на местах промыслов обычно строился один большой шалаш, внутри которого каждая семья размещалась в отдельной палатке или пологе.  На местах зимних промыслов строили жилища той же конструкции, что и летние, только обложенные дерном. На фронтонах крыши делали небольшие окна. В помещении устанавливали железную печь из бочки; вдоль стен ставили нары, в центре  – стол со скамейками.

Продолжали бытовать и промысловые шалаши. Охотники в качестве временного жилья стали использовать парусиновые палатки с небольшой железной печкой. На рыбалках палатки устанавливали внутри юрт для защиты от комаров. В настоящее время на местах промыслов построены охотничьи избушки. 

Стойбище близ устья реки Ковран , 1911 (МАЭ. Колл,. № 2826- 154)

Хозяйственные постройки ительменов по своей конструкции были схожи с жилыми. В них готовили пищу, в ненастную погоду чистили рыбу. С появлением изб русского типа хозяйственными постройками стали служить балаганы. Географ и ботаник  В.Л. Комаров, побывавший на Камчатке в 1908–1909 гг., отмечал: «Там, где русское влияние сильнее, балаганы перестают служить жильем, верхнее помещение их превращается в амбар для хранения юколы».   Срубный амбар, ставший основной хозяйственной постройкой ительменов, бытовал у них до 1950-х годов.

К началу 1980-х гг.  из традиционных хозяйственных построек у ительменов бытовали лишь маленькие амбары и вешала на рыбалках. Запасы продуктов, одежду, обувь, различные предметы быта стали хранить в кладовых и в подвалах.

Средства передвижения . Единственным зимним видом транспорта  ительменов долгое время была собачья упряжка. В XVIII – первой половине XIX в. у них был распространен чукотско-камчатский тип (камчатский вариант) упряжного собаководства. Пользовались двумя видами нарт  – ездовыми и грузовыми. Материалом для изготовления нарт служила береза.

В камчатском варианте упряжного собаководства преобладала упряжка цугом, когда собаки пристегивались к потягу попарно. Садились на нарты боком, с правой стороны. Во второй половине XIX в. ительменская дугокопыльная собачья нарта  была заменена восточносибирской, более практичной и грузоподъемной.

В советский период упряжное собаководство хотя и утрачивало свое значение, но сохранялось. Численность ездовых собак быстро сокращалась со второй половины 1920-х годов. Стремясь повысить товарность рыболовства, местные органы власти запретили добычу рыбы на корм собакам. Сокращение поголовья собак отрицательно сказалось на развитии охотничьего промысла, возникли трудности с перевозкой грузов и пассажиров. Тем не менее упряжное собаководство сохранялось как средство транспорта до середины 1950-х гг. Позднее, в связи с развитием механического транспорта, ездовых собак имели лишь ительмены-охотники, некоторые из них  держали упряжки «для души».

Важным средством передвижения в зимний период были ступательные и скользящие лыжи. Ступательные лыжи ительменов по своей конструкции очень близки к чукотско-корякским «лапкам». С их помощью прокладывали дорогу собачьей упряжке при глубоком снеге. В начале XIX в. ступательные лыжи вышли из употребления. Скользящие лыжи служили для охотничьих целей. Их изготовляли из березовых заготовок длиною в рост человека, шириной 15-20 см. Внешняя сторона лыж обтягивалась шкурой тюленя или оленьими камусами. При ходьбе на лыжах опирались на одну палку.

В летнее время  ительмены использовали для передвижения  долбленые колодообразные баты. На батах проверяли ставные невода и рыболовные ловушки, совершали поездки к местам промыслов, перевозили заготовленную рыбу и дикоросы. Баты делали из тополя или ветлы. Процесс изготовления батов в XVII в. занимал много времени. По замечанию С.П. Крашенинникова, «лодку три года надлежало им делать».

На бате обычно плавали вдвоем: один человек – на носу, другой  – на корме. Поднимаясь вверх по течению, пользовались шестами из тальника.  При плавании по течению гребли небольшими однолопастными веслами. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали, скрепляя их поперечными палками, груз клали на настил из жердей или досок.

 В результате контактов с русскими ительмены освоили изготовление более устойчивых и грузоподъемных  плоскодонных лодок. Они широко стали применяться уже в годы советской власти, когда лов рыбы переместился к устьям рек.

С приходом на Камчатку русских некоторые ительменские хозяйства стали обзаводиться лошадьми. Их использовали как вьючных животных.  С началом коллективизации сфера применения лошадей расширилась.  Ими пользовались для перевозки дров, сена,  для вывоза строевого леса;  для обработки земли. В послевоенные годы поголовье лошадей значительно уменьшилось в связи с появлением  автомобильной  и прочей техники.