Вернуться

Ительмены. Семья, воспитание и образование

Ко времени прихода на Камчатку русских  ительмены жили большими семейными общинами, представлявшими замкнутые, экономически обособленные коллективы.

В зимний период все  члены  семейной общины (большой патриархальной семьи) совместно проживали в одной   просторной  «юрте». На летний сезон община как бы распадалась на отдельные малые (парные) семьи, каждая из которых переселялась в свой балаган и  самостоятельно вела свое хозяйство. «При каждой юрте, – отмечал Крашенинников, – бывает по малой мере столько балаганов, сколько семей в острожке».

В конце XVII и в XVIII в. у ительменов существовали объединения больших семейных общин, живших в одном остроге. Они были связаны узами родства и свойства, взаимопомощи, общими промысловыми угодьями, совместным сооружением рыболовных запоров на реках, охраной своего острожка, общими культами; совместным промыслом морских животных.

Когда семейная община разрасталась, происходило ее деление. Г.В. Стеллер так описывает этот процесс: «Слишком большие семьи делились. Отделившиеся селились поблизости от основного острога <...> Семьи постоянно общались друг с другом, организовывали особые дружеские союзы, помогали друг другу в важных делах, когда у одной семьи было изобилие чего-нибудь, а у другой — недостаток. В остальном они мало заботились друг о друге, если только не были вынуждены к этому войной <...>, чем многочисленнее была семья, тем надежнее защита».

В каждом остроге в одной из юрт жил старшина (тойон) со своими родственниками. В его жилище принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались  общественно значимые дела, проводились празднества жителей острога.

Как писал С.П. Крашенинников, старые и удалые люди имели в каждом острожке преимущество, «которое, однако ж, только в том состояло, что их советы предпочитались; в прочем было между ими равенство – никто никем повелевать не мог, и никто сам собою не смел другого наказывать».

Традиционные нормы заключения ительменами браков включали обычай отработки за жену, предполагавший временное  поселение жениха в общине невесты. Был распространен левират,  сохранялась полигамия и  некоторые другие архаичные брачные нормы. Судя по сообщениям С.П. Крашенинникова, экзогамии у ительменов не было: «В женитьбе у них разбору нет, сродственнику на сродственнице и брату на двоюродной сестре жениться можно... редко выдают своих дочерей замуж в чужие остроги...».  По утверждению Г.В. Стеллера, у ительменов «дети имели право вступать в брак со своею мачехою или со своими братьями и сестрами».

О распространенности у ительменов полигамии писал В.В. Атласов: «Жен имеют всяк по своей мочи: по одной и по 2, и по 3, и по 4».

Воспитание детей, включало обучение их традиционным хозяйственным занятиям, мальчиков – мужским, девочек – женским. Ко времени присоединения Камчатки у ительменов действовал прочно утвердившийся общественный и семейный приоритет мужчин.

Распространение образования среди  ительменов восходит к началу деятельности на полуострове Камчатской православной миссии, учрежденной в 1742 г.  Миссионеры способствовали открытию на Камчатке первых школ и много внимания уделяли просветительской деятельности среди населения региона.

Ительменская письменность  на основе латинской графики была введена в 1932 г. Следствием этого стало издание букваря и учебника арифметики на ительменском языке. После перевода северных алфавитов на кириллическую основу, в конце 1930-х годов, ительменская письменность была отменена. Важным событием культурной жизни ительменов стало создание  в 1984 г. лингвистами К.Н. Халоймовой и А.П. Володиным ительменского алфавита, основанного на кириллице.  С использованием  нового алфавита в 1988 году был издан  ительменский букварь,  начала издаваться и другая литература на письменном ительменском языке – как учебная, так и художественная.

Ительменский букварь azbuka.vip

К.Н. Халоймова и В.П. Володин – авторы ительменского букваря.

В настоящее время в Корякском округе функционирует широкая сеть культурно-просветительных центров. Учреждения дополнительного образования детей имеются  во многих населенных пунктах округа. В  пос. Палана работает Корякская окружная школа искусств имени Д.Б. Кабалевского, открытая  в 1967 г.  Школа находится в ведении  Министерства культуры Камчатского края.  Краевое государственное профессиональное образовательное учреждение «Паланский колледж», в котором готовят специалистов разного профиля, в том числе оленеводов, трактористов, водителей автотранспорта, учителей, воспитателей, продавцов и др. Многие выпускники школ округа продолжают образование в  учебных заведениях Петропавловска-Камчатского, Москвы  и других городов.  Среди вузов,  где получают образование ительмены, Институт народов Севера (Санкт-Петербург), готовящий педагогические и научные кадры КМНС.

Поддержкой развития языка и культуры ительменов стала  деятельность Фонда культуры народов Сибири, руководимого немецким ученым доктором Эриком Кастеном.   Под эгидой Фонда в 2012 г. было переиздано «Историко - этнографическое учебное  пособие по ительменскому языку», авторы которого – К. Халоймова, М. Дюрр, Э. Кастен, С. Лонгинов.