Вернуться

Ительмены. Декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремесла.

Яркость и самобытность декоративно-прикладного искусства  ительменов отмечали  многие исследователи. Это искусство традиционно подразделялось на мужское и женское.

Женщины занимались шитьем и украшением одежды, обуви, различных предметов обихода, создавали  мозаичные меховые и кожаные коврики,  плели из травы  узорные мешки и корзины. Изготовляли из бересты туеса, сосуды для воды и собирания ягод,  украшая их геометрическим и растительным орнаментом.

Старинный ительменский орнамент https://arctic-megapedia.com/blog/2020/11/27/прикладное-искусство-ительменов/

Верхнюю зимнюю одежду ительменские мастерицы декорировали плетеными кожаными ремешками, «распестренными краскою» и медальонами, расшитыми шелковыми узорами. Подолы, рукава и капюшоны верхней одежды разукрашивали  собачьим мехом. К подолам кухлянки пришивали  подзоры,  на которые обратил особое внимание С.П. Крашенинников в своем «Описании земли Камчатки»: «Подзоры, у северных камчадалов чисту, а у южных еганем называемые, шьются следующим образом. Замшеной ремень пальца на полтора расчерчивается клетками в три ряда, клетки длиною бывают около полувершка, и каждая разным шелком расшивается, включая верхний ряд, который через клетку вышивается белыми волосами из бороды оленьей. К такому ремню сверху и снизу пришивают по красному или черному мандарному ремню, который узорами ж из собачья горла выделанного наподобие лайки распестрен. К ремням пришивают собачье ж горло, вырезанное зубцами и обложенное крашеною шерстью».

Ительменское нагрудное украшение ( https://arctic-megapedia.com/blog/2020/11/27/прикладное-искусство-ительменов )

 Обувь и головные уборы также обильно украшались. К  голенищам из замши или тюленьей крашеной кожи пришивались широкие подзоры, такие же, как и к кухлянкам. Затылочная часть капора декорировалась кожаными подвесками и бисером.

Из обработанной тюленьей кожи шили  продовольственные мешки.

Об изготовлении ительменскими женщинами изделий из травы упоминает Крашенинников: «Есть при морских берегах высокая трава беловатая, видом пшенице подобная <…> Из сей травы плетут они рогожи, которые и вместо ковров, и вместо занавесов употребляют».

Мужчины-ительмены  искусно обрабатывали кость, дерево, камень и металлы. Из рога каменных баранов изготовляли сосуды для питья,  вырезали  ложки, табакерки. По свидетельству Г.В. Стеллера, «туземцы хорошо умеют варить рог, делать его таким образом мягким и пригодным для изготовления этих вещей». Железные предметы украшали линейной резьбой, чеканкой, накладным серебром или латунью.

Благодаря металлическим орудиям, которые ительмены приобретали у русских, у них значительно облегчился процесс производства различной деревянной утвари. Из бересты ительмены делали ванночки для стирки белья, коробы для засолки рыбы, туески для  жидких продуктов.

Миниатюры из кости Автор Александр Притчин Ковран (Архив О.А. Мурашко)

Резным орнаментом по кости ительмены украшали в XVIII в. деревянные табакерки «колтон», старинные пластинки-вязки для собачьих ремней, пуговицы для собачьих лямок, костяные пряжки для поясов. По мнению искусствоведа и этнографа С.В. Иванова,  ительменский резной орнамент на кости был близок алеутскому и эскимосскому. 

Ковер. С. Тигиль (МАЭ. Кол. 2826- 154)

Образцы резьбы и росписи по дереву у ительменов представлены главным образом на собачьих нартах.  Орнаментика на деревянных частях саней  включает комбинированные светлые и темные окрашенные квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники. Кожаные детали старинных ительменских нарт украшались разноцветным сукном. Копылья, кузов, дощечки оплетались ремешками коричневого и желтого цвета, расположенными в шахматном порядке. Характер декора, композиция и мотивы орнамента аналогичны для всех сохранившихся старинных ительменских саней, что говорит об определенной традиции, бытовавшей вплоть до начала XIX в.

К  XX  в. ительмены в значительной степени утратили национальные традиции декоративно-прикладного искусства. Но с середины 1980-х гг. заметно оживилась творческая деятельность мастериц, создающих женскую и мужскую зимнюю одежду, обувь, коврики, кожаные сумочки, плетеные корзины и берестяные туеса, украшенные национальным орнаментом.  В этот период были созданы некоторые замечательные образцы декоративно-прикладного искусства. К таким  образцам специалисты относят высокохудожественный ковер «Олень», созданный мастерицей Л.Н. Толман. В  изделии удачно сочетается мех оленя, камус, меховая мозаика, шитье оленьим волосом.

В настоящее время традиционное декоративно-прикладное искусство ительменов  продолжает активно развиваться.   На Камчатке периодически проводится к раевой кочующий фестиваль традиционных ремесел и народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера «Мастера земли Уйкоаль». В Петропавловске-Камчатском регулярно устраиваются краевые выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Содружество традиций», «Традиции и современность». В этих мероприятиях постоянно участвуют представители Корякского округа, в том числе ительмены.

 Среди мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства Камчатки начала XXI века достойное место занимают ительменские мастера: художник-косторез  Александр Притчин, художник и общественный деятель Сергей Лонгинов и другие.