Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Пивнева Елена Анатольевна

Ханты. Духовная культура

Верования хантов , которые складывались тысячелетиями, представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством . К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главенствующую позицию занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».

В мифологии северных хантов Вселенная разделена по вертикали на три мира. Верхний мир населяют боги-прародители. По одной из версий, на небесах проживает Нуми-Торум , по небу Землю объезжает на белом коне его младший сын Ас тый ики ( Мир-ваннты-хо ). В Среднем мире находится Калтащ – жена Нуми-Торума, их дети, а также духи, охраняющие территории, поселки, патронимии и семьи. В Нижнем мире обитает дух смерти Хинь ики и злые духи, приносящие болезни и смерть, а также души умерших.

На земле все существа, включая человека, являются смертными, для них определён временной предел. Под землей, в мире умерших, время течет в обратном направлении. Все большие и малые реки под землей проделывают обратный путь и появляются на земле в виде истоков. Так и человек, дожив до момента рождения среди своих родственников в подземном мире, возвращается в виде новорожденного на землю. Живущий там человек умирает, но смерть обеспечивает ему иную жизнь. Через некоторое время после смерти человека одна из его душ может возродиться в новорожденном. Для нее еще до похорон делали особое вместилище в виде небольшой деревянной или металлической куклы. Её хранили в сундучке или ящике, «кормили» во время семейных трапез, на ночь укладывали спать, делали ей подарки. Душа представлялась по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека (по верованиям северных хантов мужчины имели 5 душ, женщины – 4).

Между живущими на земле и в подземном мире существует связь, на которую указывают сновидения: поскольку спящий видит сон ночью, он наблюдает то, что происходит там днем и, конечно, должен все это учесть. Умершие первое время пользуются теми предметами, которые положили им во время захоронения: они привычнее в новых условиях. Связь живых с существами подземного мира осуществлялась в определенных местах. Там обычно стояли священные амбары, в которых хранились изображения духов и подарки для них.

Среди хантов существует также представление о горизонтальном устройстве Вселенной – в виде реки. Истоки реки находятся на юге и ассоциируются с Верхним миром. Среднее течение представляется как область проживания людей, а низовья реки, расположенные на севере, воспринимаются как Нижний мир – место пребывания умерших. Одновременно это сторона захода солнца, поэтому считается темной и «недоброй». Именно оттуда к людям приходят духи – носители болезней.

В традиционном мировоззрении хантов очень большое значение имеет непоколебимая уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ различного ранга, в особенности духов. Мир духов настолько велик, что вряд ли можно подсчитать их количество или узнать все их имена. Духи могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека. Человек же может попытаться расположить к себе духа, принеся ему кровавую или бескровную жертву, одарив его шкурами зверей, украшениями или другими предметами. По силе своего воздействия духи-покровители делятся на всеобщих, местных и семейных. Духи-покровители генеалогических групп представляются в облике животных (лягушка, ястреб, бобр, лось и др.). Их изображения хранятся в специальных священных местах – амбарах в лесу или на окраине селения.

В традиционном хантыйском обществе существовала целая категория особых людей, которые якобы могли видеть, осязать духов и вступать с ними в контакт. Авторитет таких лиц был даже выше, чем авторитет мастеров по изготовлению лодок, лыж и многого другого. Обычно таких людей называют обобщенным термином шаман , который может лечить, насылать порчу, предсказывать события и пр. Однако человеку с бубном и колотушкой исторически предшествовали лица, лишь отдаленно напоминающие всем известного шамана. В традиционном хантыйском обществе были сновидцы-предсказатели уломверта-ку (букв. «сон делать человек»), которым во время сна по их собственной просьбе являлись духи и предсказывали судьбу того человека, который обращался с такой просьбой к сновидцу-предсказателю. Глубокие старики верят в реальность этого явления, как и в то, что к человеку, сомневающемуся в существовании духов, последние не приходят. Особые лица арэхта-ку (букв. «песня-человек») якобы могли созывать духов игрой на струнном музыкальном инструменте. Самым большим авторитетом были нюкульта-ку (букв*.* «представление-человек»). Смысл этого представления заключался в предсказании очередного охотничьего промысла – основы существования хантов. Были в хантыйском обществе и другие своеобразные лица: так называемые мухоморщики (могущие вступать в общение с духами после поедания мухоморов), сказочники (лечившие во время рассказывания сказок), гадатели по огню и другие, но ни одна из категорий, включая шаманов , не являлась профессиональной.

Традиционные праздники.

Одни праздники устраивались по какому-либо конкретному поводу, другие были периодическими и нашли отражение в народном календаре. Многие праздники хантов носили обрядовый характер. На общественные жертвоприношения-празднества люди приходили в чистой нарядной одежде. Частью празднества было угощение воображаемых духов и реальных людей мясом животного, забитого в качестве жертвы, и другой снедью. Здесь же проходили различные увеселения, соревнования, устраивались танцы и даже сценические представления. Из соревнований самые распространенные – перетягивание палки, стрельба из лука. На юге был известен вид футбола, в героических песнях упоминается метание кожаного мяча и т.п. Танцы и сценки с музыкальными включениями – это в основном эпизоды борьбы и изображения событий, известных актерам по собственным представлениям либо по рассказам.

В духовной культуре хантов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов – так называемый Медвежий праздник (медведь, по представлению хантов, – предок-родственник). Медвежий праздник – условное название (хант. вой як – «звериный танец», лэнгх як – «танцы духов»). Он устраивался в доме охотника , добывшего этого могущественного зверя. К хозяину съезжались все желающие, чтобы в течение нескольких вечеров и ночей провести таинственные обряды, впоследствии получившие название Медвежьего праздника. Основная его направленность состояла в стремлении примирить зверя и убивших его людей, а также обеспечить полное возрождение зверя, возвращение его к жизни. В связи с этим непременное правило культа медведя – сохранение его костей и черепа. Их не рубили, а разбирали по суставам и хоронили в лесу. Черепа хранили либо в селениях (на чердаках домов и в специальных амбарах), либо в лесу (на деревьях или нанизанными на высокие пни). Эти обряды были необходимы, чтобы после смерти зверь возродился вновь, что соответствует главному мифу промыслового культа – об умирающем и воскресающем звере. Когти, зубы медведя (клыки) использовали в качестве амулетов.

В прошлом у хантов был также известен Лосиный праздник . Образ лося присутствует в мифах, фольклоре, всевозможных народных приметах. Лось связан с верхним миром, небом, солнцем (неслучайно Полярная звезда носит название лося). Везде лось – символ благополучия, изобилия, здоровья, предвестник удачи. Лосиный праздник был направлен на возрождение животных, то есть, в сущности, он может быть отнесен к категории промысловых культов.

Культ лягушки. Большим почитанием у хантов пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. По рассказам васюганских хантов, молодой мужчина якобы мог «присушить» понравившуюся ему женщину пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснувшись к женщине. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожающей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадки; в некоторых местах запрещалось есть щуку или налима, если в них находили остатки лягушки.
(Источник: Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь, ханты )

Охранительные обряды по отношению к детям проводили на женских праздниках, в частности, на празднике Вороний день , который северные ханты связывали с богиней-прародительницей Калтащ. По их представлениям, «ворона – чистая птица, она летает в южную землю и приносит чистым девочкам менструацию». Во время праздника на краю деревни ставили стол и делали жертвоприношение вороне – горячую кашу и чай, от которых шел пар.

Со временем в жизнь хантов вошли христианские праздники, и традиционные обряды стали приурочиваться к некоторым из них. Так, на Иртыше весеннее жертвоприношение проводится в пасхальную неделю, а осеннее – около Семенова дня. В советское время стали отмечать и государственные праздники. Это Новый год, Седьмое ноября, Первое мая, День рыбака, День оленевода и др. В последние годы в ХМАО–Югре проводится большая работа по возрождению и реставрации многих традиционных праздников хантов( Традиционные праздники обских угров в этнографичеком музее под открытым небом «Торум Маа». Ханты-Мансийск, 2014 ).

Свадебные и родильные обряды у хантов были довольно простыми. Свадьбы совершались после сватовства, по сговору. Приданое (имущество, которое получала невеста от родителей) и калым (плата за невесту) нередко были равны друг другу. При отсутствии у жениха калыма или несогласии родителей браки совершались «убегом». Вместо калыма муж мог несколько лет отработать в хозяйстве тестя. Свадьба сопровождалась праздничным пиром в домах и невесты и жениха. Рожала женщина в отдельном помещении в углу дома или в специальном строении во дворе. Старые женщины гадали, определяя, чья душа вселилась в новорожденного: качали люльку и произносили имена недавно умерших родственников.

Похоронно-поминальные обряды хантов были направлены на умилостивление души умершего, устройство ее в загробном мире, возрождение его души в новорожденном, ограждение живых от возможного вреда, грозящего от покойника. При погребении в могилу клали почти все вещи покойного. Над могилой сооружали домовину-сруб с окошком. Раньше умерших хоронили в лодках.

Погребальные домовины хантов