Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Пивнева Елена Анатольевна

Ханты. Образ жизни и система жизнеобеспечения

Природная среда обусловила комплексность хозяйства хантов. В нем всегда присутствовали главная и дополняющие ее отрасли: оленеводство дополняется охотой и рыболовством, рыболовство – земледелием и скотоводством, охота в тайге – рыболовством и транспортным оленеводством. Наиболее надежным источником существования у большинства хантов является рыболовство.

Обилие ценных промысловых рыб (осетр, стерлядь, таймень, муксун и др.) в прошлом делало его высокоэффективным промыслом. Определяющим было запорное рыболовство (запор – изгородь, перегораживающая речку или протоку): известно более 200 вариантов способов добычи рыбы с помощью различных запоров.

Практиковалось, в частности, загораживание реки (протоки) гибкими щитами из древесных планок, которые образовывали котец, откуда рыбу вычерпывали сачками. В проходах между стенками запоров устанавливались морды, верши, гимги и другие подобные устройства. В загороженной части акватории была известна и ловля неводом. Этот способ получил большое распространение, когда рыболовство стало приобретать товарный характер.

Еще шире, чем запоры, распространены рыболовные морды. Они есть практически у всех сибирских народов, здесь трудно выделить особенности, характерные только для хантов.

Рыболовные морды

Морды делали в прошлом и делают теперь из ровных сосновых «карандашей» длиной до 2 м. Они вставлялись в отверстия квадратной рамы и стягивались на другом конце – в хвосте морды. Этот остов переплетался в нескольких местах расщепленным и выпрямленным кедровым корнем, запас которого имелся в каждой семье и хранился в берестяных туесах. Громоздкую вещь, которую будут спускать в воду, может быть, и непривычно называть произведением искусства, но мы считаем, что это именно так. Стоит только посмотреть на поставленные для просушки морды. Их острые концы – словно шпили башни в сказочном городе. И впечатление не ослабевает, а усиливается по мере приближения к ним. Видно, что мастер подходил к каждой дранке индивидуально – именно так выразил бы он свои ощущения.

Рыболовные сети

Ловушки для ловли рыбы

Работа над мордой занимает несколько дней, и, чтобы «не выходить из формы», мастер старается не переключаться на другие дела. Так же сосредоточенно хант вяжет сеть. Это занятие известно многим, но и тут есть «хантыйские» особенности. Прежде всего, разные по конструкции иглы-челноки: есть с язычком (мужчины) и без язычка (женщины). А вязальная дощечка – до блеска отшлифованная кость. Сеть бывает ставной и наплавной. Есть специальная сеть, которую ведут по самому дну.

К одному ее концу привязан груз, увлекаемый водой вниз по течению, а к другому – длинный шнур, который держит рыболов в лодке. Самый чувстви-тельный шнур плетется «в три» из конского волоса. Плетет такую нитку женщина. Трудно даже представить, сколько времени уходило на плетение нити длиной до сотни метров. По оценкам хантов, плели быстро – за одну зиму.

(Источник: Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь, ханты)

Широко использовались и другие орудия промысла: остроги, удочки, луки со стрелами, сетевые снасти и пр. Сети плели из конопляных и крапивных волокон, их окрашивали настоем коры черемухи, отчего они были малозаметны в воде.

Ловушка на глухарей давящего типа

В таежной зоне, на обских и иртышских притоках, особенно в их верховьях, доминировала охота. Охотились ханты на северного оленя, лося, медведя, зайца, белку, лисицу, соболя, горностая и других пушных зверей; из птиц – на утку и гуся. Использовались активные и пассивные способы добычи. Белку, водоплавающую птицу добывали с помощью лука, в охоте на медведя использовали пальму. К началу XX века широкое распространение приобрело огнестрельное оружие. К активным способам охоты можно отнести также гоньбу (преследование) зверя с помощью собак. Орудия пассивной охоты – различные ловушки, самострелы и петли. Для охоты на медведей, зайцев и глухарей использовали падающие ловушки – кулемки, слопцы. В охоте на пушного зверя применялись как самодельные ловушки зажимного типа (черканы, кляпцы), так и покупные (металлические капканы). Самострелами добывали крупного зверя, а также выдру, лисицу, росомаху. Петлями ловили оленей, лося, медведя, птиц. На водоплавающую птицу охотились обычно весной, во время прилета и летом, во время линьки. Весной гусей и уток добывали перевесами: в лесу между водоемами (озерами, протоками) прорубали просеку, в которой натягивали сети. Птицы, перелетая с водоема на водоем, запутывались в сетях.

Ловчая яма

Традиционным для хантов считается также оленеводство, имевшее главным образом транспортное значение. Оленеводство распространено на большей части хантыйской территории. В тундре и лесотундре по способам выпаса оленей, их запряжки, типам упряжки, нарт, посадки на них его можно отнести к самодийскому типу. Оленеводы выпасают стада по 1000–1500 голов, кочуют в меридиональном направлении: весной к Северу, осенью к Югу. В лесной зоне оленеводство местного происхождения, преимущественно транспортного назначения. Стада оленей там небольшие, несколько сотен голов. Практикуется вольный или полувольный выпас, для оленей устраиваются дымокуры на воздухе или внутри специальных построек, используются приспособления, затрудняющие передвижение животных. При недостатке природного корма оленей подкармливают.

Оленеводство у хантов

Тундровое крупностадное оленеводство северных хантов Полярного Урала характеризуется: размерами личных стад в 200–250 и более голов ( обдорский князь Иван Тайшин, например, имел восьмитысячное стадо ); значительными (до 1000 км) меридиональными сезонными перемещениями; группированием стад до 400 и более голов в летний период, 400 и менее – в зимний; круглогодичным окарауливанием стада с помощью собак-оленегонок; пре-обладанием продуктов оленеводства в сфере потребления; использованием оленей в транспортных целях.

Олени в хозяйстве шурышкарских хантов

Загон для оленей

Лесотундровое оленеводство хантов побережья Обской губы, которому свойственны: размеры личных стад до 100 голов, широтно-ориентированные или направленные вдоль крупных рек (Оби, Таза) сезонные пере-кочевки до 500 км; группирование стад до 400 голов в летний период и выпас индивидуального поголовья в зимнее время; передача оленей на летний сезон тундровым оленеводам или пастухам и использование ста-да в транспортных целях; сочетание в сфере потребления продуктов оленеводства и промыслов.

Таёжное оленеводство хантов притоков Оби отличается: размерами стад в 10–30 голов (редко – до 100); сезонными перемещениями от 100 до 1000 км, обусловленными главным образом промысловыми нуждами; вольным выпасом с сооружением дымокуров, загонов, навесов, сараев, применением деревянных пут в летнее вре-мя; эпизодическим употреблением продуктов оленеводства в пищу и использованием оленей преимуще-ственно в транспортных целях.

Горно-таёжное отгонное оленеводство предуральских хантов, которому присущи: размеры личных стад до 100 голов; вертикальное кочевание на 300–500 км; образование стад численностью до 300–400 голов в летнее время и содержание индивидуального поголовья в зимний период; передача оленей на летний сезон пастухам и использование стада в транспортных целях зимой; как транс-портное, так и пище-сырьевое направление оленеводства.

Приобщение северных групп к олененеводству повлекло за собой восприятие элементов самодийского хозяйства и быта (нарт, упряжи, чума, мужской одежды, обуви) и становление на этой синтетической основе самобытной хантыйской оленеводческой культуры. До настоящего времени именно оленеводческие группы хантов в наибольшей полноте сохраняют этнокультурные традиции.

В архивных документах XIX в. содержатся сведения о разведении хантами Тобольского округа лошадей, коров, овец и свиней. Особое место в культуре угров занимает коневодство, при этом роль лошади в мифоритуальной сфере более выразительна, чем в хозяйстве. ( книга "Лошадь в истории, культуре и мировоззрении обских угров" ) Культурный герой Урт ики (Мир вантэ хо, Ими хилы) неизменно появляется верхом на летучем коне. Воинство бога гроз (Похл ики) рисуется конной дружиной, идущей на север воевать с «Людьми в одежде из стружек» (Утлап сахи ёх); после 2 августа они возвращаются на юг: если едут тихо, значит, потерпели поражение, если гремят, значит, празднуют победу.

В древности источником коневодческого влияния на таёжных угров, скорее всего, были степные народы, а также пермские и южно-угорские племена Восточной Европы. Ареал коневодства примыкал к ареалу оленеводства, охватывая бассейн Конды, Нижнее Прииртышье, Среднее и частично Нижнее Приобье. На обских притоках оленеводство концентрировалось в верховьях, коневодство – в низовьях. До Великой российской революции одним из стимулов для северного коневодства было основание станций-ямов и возложение на туземцев ямской повинности. Разведением лошадей обычно занимались семьи, имевшие родственные или деловые связи с русскими и зырянами. Со второй половины XX в. коневодство распространилось ниже Березова, охватив Сыню и Войкар, где живут ханты, которых можно назвать северными коневодами. Летом они содержат лошадей на вольном выпасе (разводя для них дымокуры) и занимаются заготовкой сена; по речным поймам всюду стоят сушила для сена, а по берегам пасутся небольшие табуны лошадей.

Жизнь хантов определялась сменой сезонных занятий, отразившихcя в названиях месяцев года: «большого или малого наста», «падающих листьев», «заморозков», «прилета орла», «вороний», «больших» или «малых запоров», «по беличьему следу» и т.п.

В хантыйском народном календаре год состоит из четырёх сезонов:

  1. лета (лун тун);
  2. осени (сус);
  3. зимы (тал, тат);
  4. весны (тови).

С началом года связано весеннее равноденствие. В календаре нижнеобских хантов апрель называется «месяцем Вороны» (Вурна тылась), у казымских хантов «большого наста» (вэн кeр тылась или вэн кeр нуви), в связи с образованием толстой заледенелой корочки на оседающем весеннем снегу. Май у демьянских, тром-аганских, пимских хантов называется «месяцем прилёта гусей – уток».

В календаре хантов, живущих на Тром-Агане, Вахе, Салыме, май называется «месяцем нереста рыбы» (хул коем тылась), у северных хантов, связанных с оленеводством, май называют «месяцем рождения оленят» (пеши омасты тылась); у обских хантов май именуется «месяцем вскрытия реки» (Ас нопатты тылась). Название июня оленеводы Казыма объясняют как «месяц заготовки вуси» (вусь нуви). Вусь – это заквашенные с жёлчью рыбьи потроха, используемые при выделке шкур. В верховьях рек Тром-Агана и Ваха июнь называют «месяцем ловли рыбы малыми запорами» (ай вар ики), на притоках Сургутской Оби – месяцем высокой воды (йинк тый тылась). В районе устья р. Казым июнь ещё называют «месяцем листвы» (лыпат тылась).

Июль представлен многообразием гидролого-рыболовных наимено-ваний: это «месяц запорного лова рыбы» (вар тылась), «месяц спадающей воды» (йинк той тылась), «соровой месяц» (вэйт нуви), «месяц малых озёр» (ай лор тылась), «месяц линьки птиц» (васы питты тылась). Август также богат названиями: «месяц начала высыхания трав» (турн сорты тылась), «месяц сбора ягод» (канык тылась), «больших лесных озёр месяц» (ур лор тылась), «большой запорной ловли рыбы» (эллэ вар ики), «чистки рогов хорами месяц» (хор наркасты тылась). На Малой Оби август именуется «месяцем середины лета» (тун кутуп тылась). Сентябрь называют «месяцем опадания листьев с деревьев» (лыпат хойты тылась), а на Казыме – «месяцем малого снега» (ай лось нуви). Октябрь – «месяц замерзания малых речек» (ай тахет потты тылась) или «месяц появления льда на Казыме» (енк нуви).

Среднеобские ханты это время считают «месяцем налима» (паннэ – песчаная женщина), южные и восточные ханты ассоциируют с жертвоприношением («месяц малого жертвоприношения») (ай йир ко тылась), а промысловики-охотники часто называют «месяцем осенних зверей» (сус вой тылась) или «месяцем осеннего промысла» (сус унтыты тылась). Ноябрь называют «месяцем застывания Оби» (Ас потты тылась) или «месяцем опадания рогов у оленей-самцов» (вой онат лавытты тылась). Затем наступает «месяц коротких дней» – декабрь (ван хатлуп тылась или иськи нуви – у казымских ханты). Январь, когда реки заледеневают, называют месяцем «умирания воды» (Ас халты тылась). Названия февраля связаны с прилётом орла, его называют «месяцем обманчивого орла» (ропхан курак тылась, сывыс тылась, тэнлуп тылась). Март повсеместно именуется «месяцем малого наста» (ай кeр тылась)
(по информации Е.А. Нёмысовой)