Институт этнологии и антропологии РАН
Пивнева Елена Анатольевна |
Ханты. Краткая историческая справка
Многие ученые поддерживают гипотезу известного угроведа В.Н. Чернецова о двухкомпонентности культур хантов и манси, согласно которой они сложились в результате слияния местных аборигенных племен таежных охотников и рыболовов и кочевых угорских племен, пришедших на территорию Северо-Западной Сибири около I тыс. до н.э. из южных степей Западной Сибири и Северного Казахстана. Вероятно, на рубеже II и I тыс. до н.э. произошел распад угорской общности, из которой выделились предки хантов, манси и венгров.
На формирование особенностей этнической культуры отдельных групп хантов большое влияние оказали контакты и взаимодействия с соседними народами. Так, таежная промысловая культура предков северных хантов испытала сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры, а также коми. В формировании и последующем этнокультурном развитии южных хантов значительную роль сыграло южное лесостепное население. Большое влияние на эту группу оказали тюрки, позднее – русские. Можно отметить лишь две характерные особенности в материальной культуре прииртышских (южных) хантов: вышивка шерстью на одежде (рубахи, платья, штаны, косынки) и ношение женщинами треугольных косынок татарского происхождения. Такая же вышитая одежда есть и у салымских хантов, которые относятся к промежуточной (контактной) группе между южными и восточными хантами.
Восточные ханты в б о льшей степени, чем другие, сохраняют северосибирские черты культуры, восходящие к уральскому населению – тягловое собаководство, долбленые лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно – Южно – Сибирской промысловой традиции. В пределах современной территории oбитания восточные ханты активно взаимодействовали с кетами и селькупами.
Исторические источники свидетельствуют о том, что в середине II тыс. н.э. в Северном Приобье располагались угорские «княжества»: в низовьях Оби – Обдорское, южнее него – Ляпинское, Казымское, Сосьвинское, Кодское, в районе устья Иртыша – Белогорское, на Конде – Кондинское, на Пелыме – Пелымское, по Средней Оби – Бардаково. Они представляли собой территориально-племенные объединения с системой самоуправления и сильной военной организацией, сложившимися под влиянием внешней опасности.
В XI–XIV вв. под влиянием колонизационных процессов за Урал из Прикамья и Приуралья стали переселяться коми-зыряне, русские, а также манси (со второй половины XI в. Югра считалась «волостью» Новгородской земли). На юге Западной Сибири ханты находились под влиянием тюркских племен – в XIV в. в среднем течении Тобола и в междуречье его притоков Тавды и Туры образовалось Тюменское ханство, вошедшее в начале XVI в. в состав Сибирского ханства. Под давлением татар с юга, коми-зырян, манси и русских с севера и запада ханты стали переселяться на север и восток.
С конца XV в. Московское государство, присоединившее к себе Новгород, посылает военные экспедиции за Урал. В 1581–1585 гг. в результате похода Ермака татарский хан Кучум был повержен, а Сибирь присоединена к России. Хантыйские вожди (князцы) обязались платить ясак великому князю Московскому, который стал именоваться «князем Югорским». С присоединением к Московскому государству у хантов прекратились междуусобные столкновения. Они стали использовать огнестрельное оружие, выращивать овощи, все чаще покупать или выменивать у русских купцов на пушнину посуду, металлические орудия труда (топоры, ножи), хлеб, соль, ткани, бисер и т.п.
Широкое освоение Западной Сибири русскими началось с XVII в. В конце XVI – начале XVII в. там были сооружены основные центры оседания русских казачьих отрядов – остроги Лозьвинский, Пелымский, Верхотурский, Туринский, Обский, Тарский, Березов, Обдорск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Кетск, Нарым, Томск, большинство которых впоследствии превратилось в города. Со второй половины XVIII в. в Сибирь стали переселяться русские крестьяне. Ханты были обложены ясаком – налогом, унаследованным русской администрацией от татар. На территории Северо-Западной Сибири были созданы волости – низшие ячейки административно-территориальной структуры. Они стали основными единицами управления и демографического учета населения края.
С начала XVIII в. коренных жителей Западной Сибири стали активно приобщать к христианской вере. Уже в XVIII в. обские угры были почти полностью христианизированы (приобщение сибирских аборигенов к христианству носило во многом формальный характер), во всех крупных селениях появились церкви. Священники обязаны были вести учет населения своего прихода. При каждой церкви имелась метрическая книга, состоявшая из четырех частей: 1) записи о рождении, 2) записи о бракосочетании, 3) записи о смерти и 4) исповедная роспись. Исповедная роспись – это ежегодная перепись жителей данного прихода с отметкой о том, явился ли каждый прихожанин к исповеди. С середины XVIII в. в Сибири начали проводить переписи населения, так называемые ревизии («ревизские сказки»).
В целом на протяжении XVII – XIX вв. характер жизни хантов не претерпел существенных изменений. По тактическим соображениям русское правительство не стремилось к всесторонней ломке их общественной жизни. Государство старалось регулировать земельные отношения в пользу аборигенов, поскольку от этого зависело поступление в казну ясака. В соответствии с Уставом об управлении инородцев (1822 г.) ханты попали в разряд кочевых народов, и за ними были закреплены земли, на которые не могло посягать пришлое население. Устав обязывал осуществлять судопроизводство у народов Сибири с учетом их обычного права, освобождал от воинской и земских повинностей, запрещал ввоз спиртного, создавал условия для веротерпимости. Ситуация начала меняться во второй половине XIX в. Правительство постепенно подчиняло хантов общегосударственному законодательству: разрешалось объединять русские и инородческие поселения, начался процесс перевода инородцев из разряда кочевых в разряд оседлых, на них распространилась паспортная система, которая определяла постоянное местожительство. Трансформировалось и административное устройство: старые волости были заменены на новые без учета родоплеменного деления.
После Октябрьской революции 1917 г. началось форсированное приобщение хантов, как и других народов Сибири, «к социализму». Большой урон традиционным формам хозяйства и культуры нанесли, с одной стороны, растянувшиеся на десятилетия (1930–1960-е годы) укрупнения и преобразование форм хозяйств (колхозов – в совхозы, гос- и промхозы, рыбоучастки), укрупнение поселков и сселение в них хантов из традиционных мелких селений; с другой стороны, – промышленное освоение Западной Сибири, в результате которого резко ухудшилась экология, и были отторгнуты многие тысячи гектаров оленьих пастбищ и промысловых угодий. И хотя в течение всех лет советского периода правительство принимало специальные меры к социально-экономической защите хантов, как и других народов Севера и Сибири, их традиционная культура оказалась сильно разрушена.