Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Пивнева Елена Анатольевна

Ханты. Семья, воспитание и образование

Семья

В языке хантов отсутствует понятие «семья». У них традиционно используются описательные выражения: ма щи тых лтэт хоят («я человек из такого-то гнезда»), и ратн хоятат («люди одного очага»), и хот хоятат («люди из одного дома») и др., поэтому в научной литературе можно встретить термин «домохозяйство».

Наряду с малыми семьями (включающими одну брачную пару) в прошлом существовали большие семьи, состоящие из нескольких брачных пар, проживающих в одном доме и сообща владеющих угодьями. Нередко из одной разросшейся семьи возникало селение, которое называлось по имени или фамилии основателя. Семьи были патриархальными: главой считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Существовало многоженство, особенно в среде оленеводов. Одной из его причин был обычай левирата , согласно которому младший брат брал в семью вторую жену с детьми – от умершего старшего брата.

В основе внутрисемейных отношений хантов лежали традиционные нормы поведения , регламентировавшие отношения между отдельными группами родственников, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Значительное место в системе семейных взаимосвязей занимал обычай избегания, имевший несколько форм проявления и распространявшийся на определенный круг лиц: снох (избегавших мужчин-старших родственников мужа), тещ (избегавших зятьев).

Четкая регламентация отношений между мужчиной и женщиной проявлялась во всех сферах жизнедеятельности: распределении пространства, особенностях поведения, принятии пищи, отправлении культа и т.п. К сфере мужских занятий относились промыслы, строительство, изготовление деревянных, костяных, металлических предметов быта, осуществление культовых ритуалов.

Женщины по большей части занимались обслуживанием семьи: шили одежду, обувь, готовили пищу, делали заготовки впрок, устанавливали чум, при необходимости проверяли ловушки, сети, капканы.

Что умела делать хантыйская женщина? Обработать шкуру животного – будь то олень, птица или рыба, сделать из шкуры замшу. Изготовить нитки из сухожилий, крапивы или овечьей шерсти. Из крапивных нитей соткать полотно, а из шерстяных сплести пояс либо носки. Из самодельных и покупных материалов сшить покрытие для жилища, полные комплекты одежды для всех членов семьи и различную мягкую утварь. Заготовить и обработать бересту, сшить из нее покрытие к жилищу и различную посуду. Обработать траву для стелек в обувь и сплести из нее циновки. Приготовить составы для смягчения шкур, окраски различных материалов и их склеивания. Выполнить причудливые узоры из меха, ровдуги, бересты, ткани, бисера, пуговиц, металла. Все работы выполнялись вручную, с применением простых и удобных инструментов. Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.
(Источник: Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь, ханты)

Глухарка

Семейная обрядность. Зачатие ребенка по традиционным представлениям хантов объяснялось добрым отношением богини Калтащ-Анки (Пугос-анки) . Значительное место в послеродовом периоде занимали обряды так называемого «социального» рождения, направленные на включение ребенка в систему социальных связей, посредством которых он приобретал статус полноправного члена общества.

Приобщение к кругу родственников происходило через обряд реинкарнации , посредством которого определяли душу предка, возродившуюся в ребенке. Включение ребенка в круг более широких социальных связей, в том числе и всё хантыйское сообщество, осуществлялось в ходе обряда определения духа-покровителя – охоль вуем ху .

Большую роль в процессе социализации хантыйского ребенка играли «социальные родители»: пукын-анка («пуповины мать»), альтум-анка («переносящая мать»), перн-анка, перн ащи («крестная мать», «крестный отец»).

После временной колыбели ребенок получал две постоянные — ночную и дневную. Первая — это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой — для накидывания покрывала. Дневные колыбели — двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку, под головку ребенка прикрепляли мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и придавали ребенку приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухарки — хранительницы сна.

Традиционное воспитание детей было тесно связано с хозяйственным и семейным бытом. Ребенка не обременяли чтением моральных правил поведения, практически не наказывали, предоставляя возможность учиться самому на примерах взрослых. С раннего возраста дети приучались к труду, промыслам, ведению домашнего хозяйства.

Важным элементом социализации детей были игры , которые прививали детям полезные навыки для будущей взрослой жизни. Детские игры и игрушки были во многом повторением занятий и набора предметов взрослых. Например, у мальчиков обязательными были миниатюрные луки со стрелами. Также они сами сооружали модели ловушек на зверей или корали для загона оленей. Игры девочек были связаны по большей части с куклами, которых шили из меха и ткани.

Куклы казымских и обских хантов называются акань , а куклы восточных хантов – пакы . Они отличаются не только одеждой, но и способом изготовления головы. Обские ханты делали куклу чаще всего из суконного лоскутка; головой такой куклы был клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой. У восточных групп кукол делали из кусочков цветных тканей или из оленьего меха. Лица у кукол отсутствовали. Девочки получали от матери либо делали сами игольнички, сумочки для швейных принадлежностей, колыбельки. Индивидуальными игрушками могли быть также юла, погремушка из зоба глухаря, вертушка с фигуркой человека, фигурки оленей из дерева или щепы и др.

Из умственных развлечений у хантов наиболее известной была головоломка пять лошадок . Это две деревянные пластинки с отверстиями, соединенные нитями, которые завязаны узлом. Он находится между пластинами, и задача состоит в том, чтобы перевести пластинку через узел, не развязав его. Весьма интересна игра топис , напоминавшая шахматы или шашки. Доску делают с углублениями для фигурок, а фигурки представляют собой изображения различных птиц, зверей и др. Точных данных о правилах игры нет, но известно, что смысл ее ханты видели в состязании со зверем – кто хитрее. Победа в топис считалась залогом успешной охоты. Больше о традиционных играх хантов можно узнать в этой книге .

Фольклор.

Важное средство воспитания детей – фольклор . У хантов бытуют поучительные сказки, целью которых является формирование определенных положительных черт в характере ребенка. Этим же целям служат приметы и загадки.

У хантов бытуют поучительные сказки , целью которых является формирование определенных положительных черт в характере ребенка (Этим же целям служат приметы и загадки .

Аудиозаписи исполнения традиционных песен, сказок и др. фольклора в цифровом виде можно послушать здесь и здесь .

Образование.

Сегодня обучение в ХМАО – Югре ведется по общегосударственным школьным программам . В то же время ведется поиск новых форм обучения, учитывающих этническую специфику коренных народов. В округе существуют этноориентированные школы, при которых действуют экспериментальные площадки (вместе с общим образованием там пытаются дать ученикам навыки участия в традиционных промыслах). В образовательные программы включены предметы этнокультурного содержания (родной язык, родная литера-тура, краеведение, география ХМАО, экология ХМАО, история ХМАО, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера), в структуре дополнительного образования изу-чается бисероплетение, национальные виды спорта, национальное творчество.

Студенты ЮГУ на лекции

Творческие навыки, приобретенные когда-то в семье от родителей, народные мастера Югры передают молодому поколению в основном в рамках этноориентированных учреждений ( пример подобного учреждения), а также через различные программы и мероприятия.

Ведут работу т. н. «стажировочные площадки по вопросам этносберегающего образования» для детей коренных малочисленных народов Севера.

Департаментом образования и молодежной политики ХМАО организуются различные конкурсы. Среди них: «Олимпиада по родным языкам и литературе», «Учитель года родного языка и литературы», «Этнокраеведческий музей общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Лучшее образовательное учреждение, реализующее программы культурного наследия коренных народов Севера», «Лучшее методическое пособие по родному языку», «Живые страницы истории» (проектные работы среди учащихся младшего и среднего школьного возраста по истории родного края), «Сохраним язык в семье» (студенческие исследовательские работы), «Лучший переводчик». Обучающие книги для детей можно найти здесь .