Народы и языки
Социальные сети
Оставляйте комментарии, предложения, следите за новостями в наших группах в ВК, Одноклассниках и Telegram канале.
Эвены. Этнокультурные традиции КМНСС и ДВ. Часть 2
Афанасьева Татьяна Михайловна, носитель эвенского языка
Хабаровский район, Охотский район, с. Арка. Рассказывает сказку на эвенском языке о хитрой лисе, которая обманула деда. С переводом на русский язык. Дата записи: 09.09.2025.
Борисова Евгения Афанасьевна, эвенка
Хабаровский район, Охотский район, с. Арка. Рассказала о себе, о своем эвенском роде. Пишет стихи, рассказы и сказки. Рассказала свое стихотворение о своем земляке – участнике Великой Отечественной войне, «Баллада солдате» на эвенском языке. Дата записи: 09.09.2025.
О приходе эвенов на Камчатку. Поселок Эссо Быстринского района Камчатского края. 2018 г.
Документальная съемка. Интервью с Клавдией Емельяновой Сучковой (Адукановой). Племена тунгусов пришли Камчатку из Восточной Сибири, около двух веков тому назад, и поселились на берегах Охотского моря. Их стали называть ламутами. Ламут – значит «морской человек». Отдельные их группы двинулись вглубь полуострова, и перевалив за Срединный хребет, осели в районе реки Быстрой. Их стали называть эвенами. «Эвен» – значит, «спустившийся с гор». Они образовали особую группу Быстринских эвенов. В сюжете использована кинохроника из этнографического фильма «Тургусы» (1927).
Автор: И.А. Головнев
О традициях. Поселок Эссо Быстринского района Камчатского края. 2018 г.
Документальная съемка. Интервью с Клавдией Емельяновой Сучковой (Адукановой). В сюжете рассказывается о культурных традициях и инновациях камчатских эвенов. Многие элементы древней культуры сегодня можно рассмотреть лишь в «мумифицированном» виде – в музейных экспозициях, и на старинных фотографиях. Но основа хозяйствования – оленеводство, эволюционировав в советский период – живо до сих пор. Как гласит эвенская пословица, «нет оленя – нет человека». В сюжете использована кинохроника из этнографического фильма «Тургусы» (1927).
Автор: И.А. Головнев
О связи оленя и эвена. Поселок Эссо Быстринского района Камчатского края. 2018 г.
Документальная съемка. Интервью с Клавдией Емельяновой Сучковой (Адукановой). Самоназвание Быстринских эвенов – орочел – «оленный человек». Первоначально олень использовался у этих скитальцев по тайге и тундре как средство передвижения, «под седло». За что они и получили характерное прозвище – «оленные всадники». Но со временем они стали развивать и крупно-табунное мясо-шкурное оленеводство. И уже на протяжении без малого двух сотен лет оленные люди кочуют со своими табунами по Камчатке по одному и тому же маршруту – треку, внешне напоминающему контур человеческого тела. В сюжете использована кинохроника из этнографического фильма «Тургусы» (1927).
Автор: И.А. Головнев