Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А |
Эскимосы. Семья, воспитание и образование
В XIXв. азиатские эскимосы делились на три группы, каждая из которых имела свой язык: айраны (чаплинцы), пеэки (науканцы), вутаэнцы (сиреникцы). При этом они не имели развитой родовой организации. Ученые расходятся во мнении относительно истории развития структуры общества эскимосов. Одни считают, что у азиатских эскимосов существовал типичный экзогамный отцовский род. Часть ученых находили признаки существования в прошлом материнского рода. Другие авторы отрицают существование у азиатских эскимосов в прошлом родовой организации.
К началу XXв. каждое поселение азиатских эскимосов состояло из нескольких малых общин, куда входили семьи, объединенные родством или свойством. Община занимала зимой отдельное полуподземное жилище, в котором каждая семья имела свой полог.
По родственному принципу были организованы важнейшие производственные объединения эскимосов, так называемые байдарные артели. Члены артели были чаще всего ближайшими родственниками владельца байдары – его братьями, сыновьями, племянниками. Хозяином байдары являлся охотник, соорудивший ее силами своей семьи или получивший ее по наследству. Члены байдарной артели делили между собой охотничью добычу. В конце XIXв. отдельные семьи, входившие в байдарную артель, уже обособились. Каждая такая семья вела свое хозяйство индивидуально и объединялась лишь для промысла. С развитием меновой торговли складывалось имущественное неравенство, начали выделяться крупные торговцы.
Главой эскимосского поселения был умилык . Им становился человек, обладавший физической силой, ловкостью, смелостью. Он начинал и прекращал промысловый сезон, определял время поездок к эскимосам для обмена, разрешал конфликты односельчан и пр.
Основной экономической единицей эскимосов было домохозяйство. Оно могло состоять как из нуклеарной, так и из расширенной семьи. Расширенные семьи могли состоять: 1) из брачной пары с родственниками одной из супружеской сторон; 2) из совокупности нескольких нуклеарных семей, связанных родством; 3) из полигамного союза.
Брак заключался без особых церемоний, и молодые поселялись или в семье мужа, или жены, в зависимости от внешних обстоятельств. Эскимосы очень любили детей и хотели иметь их как можно больше. Бездетные пары, как правило, усыновляли ребенка своих родственников. С приемными детьми обращались как с родными. Одним из принципов воспитания детей было предоставление им самостоятельности. Детей не наказывали, не кричали на них. Важной частью воспитательного процесса являлось обучение. Оно начиналось с игр, которые тренировали умственные и физические способности детей. Они играли в мяч, в прятки, упражнялись в прыжках на натянутых шкурах, перетягивали друг друга, держась за руки, боролись и танцевали. Большую часть времени дети посвящали играм, имитирующим деятельность взрослых. Например, они учились обращению с собачьими упряжками, запрягая щенят в маленькие нарты. Старики знакомили детей с преданиями, традициями и обычаями. В настоящее время дети включены в систему дошкольного и школьного образования, поэтому значительно меньше времени проводят в семье. Однако некоторые родители продолжают обучать своих детей традиционным навыкам.