Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Образ жизни и система жизнеобеспечения

 
Из стада отбивают упряжных быков
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1948 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-229
 

Кочевое крупностадное оленеводство является доминантой жизни тундровых кочевников. Продукты оленеводства давали людям все необходимое для жизни: пищу, одежду, обувь, жилище, средства передвижения. Вплоть до начала XX в., а в некоторых районах до середины столетия, хозяйства оленных чукчей обеспечивали себя во многом самостоятельно. Часть продукции оленеводства выменивалось у морских зверобоев на жир, мясо и шкуры морских животных. Так называемые «русские» или «американские» товары, приобретаемые оленеводами, включали табак, чай, иногда сахар и муку, водку, оружие, посуду, иглы и пр.

 
Отбой важенок (самок оленей) перед отелом весной
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1951 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-586
 

На сохранение и преумножение стад была направлена значительная часть деятельности чукчей на протяжении всего года. Оленеводы кочевали со своим стадом в поисках хороших пастбищ. В летнее время олени находились либо на побережье океана, либо в горах. В этих местах прохладнее, сильнее ветра, а значит, меньше гнуса, изматывающего животных. При этом в летний период семья традиционно разделялась на две части. Молодые пастухи уходили на «летовку» со стадом, а женщины, старики и дети организовывали летнюю стоянку с ярангами, где занимались обработкой шкур, пошивом одежды, обуви, покрышек для яранг, пологов, сбором растений и заготовкой их на зиму, починкой старых и изготовлением новых нарт, рыболовством. Осенью семья воссоединялась и начинала кочевку вглубь материка на зимние пастбища. Люди искали безветренные места с хорошей кормовой базой для оленей. Весной снова начинали кочевку к летней стоянке. В это время проходил отел, в ходе которого стадо делилось на две части: важенки с телятами отделялись от самцов и ездовых оленей. Пастухи искали малоснежные пастбища, защищенные от северных ветров, чтобы важенки во время отела были спокойны, легко добывали корм и оберегали телят. Следует упомянуть, что чукчи не знали пастушескую собаку в досоветское время, поэтому важным качеством пастуха была и до сих пор остается способность много и быстро ходить пешком (История и культура чукчей 1987: 55-62).

 
В корале. Фото Д.А. Куканова, 2015.
 

Чукотке с ее горными и приморскими тундрами традиционно присущ пеший и упряжный выпас стад, дополненный в ХХ в. вездеходным транспортом. Здесь сочетаются горизонтальные (тундра–море) и вертикальные (горы–долины) миграции: летом обдуваемые ветрами приморские и горные тундры спасают от гнуса и оводов, зимой низины и долины с их древостоем обеспечивают топливом и укрытием от холодных ветров. Формируются и внутритундровые круговые маршруты, удобные сетью внутренних коммуникаций (с учетом автотрасс) и облегченным контролем движения стада, внешних вторжений и сохранности имущества. Этот круговой дизайн сложился на опыте богатых оленеводов чаучу , которые не спешили к лету на приморские пастбища, избегая наплыва мелких оленеводов, смешения стад и контактов с администрацией (классический сюжет «Алитет уходит в горы»). Годичный цикл миграций многих бригад кругообразен, и пастбища Чукотки разделены на бригадные «круги кочевий». Площадь такого круга может составлять (например, в Чаун-Чукотке) около 5–6 тыс. км2 с радиусом 40–60 км; оленевод пешком или на упряжке способен пересечь его в любом направлении за сутки или двое (чукчи считают дневной ход в 40 км обычным для мужчины); таким образом, весь круг в течение года находится под контролем оленевода. Круговое кочевье дает возможность летнего вольного отпуска оленей с эпизодическим дозором и последующим осенним сбором стада (Головнёв 2016: 133).

 
Коральные работы. 3-я бригада. Чаун-Чукотка. Фото Д.А. Куканова, 2015
 

В последние годы на Чукотке происходит одичание оленей и собак. Запустение пастбищ вызвало быстрый рост поголовья диких оленей, которые уводят за собой «куски» стад или целые стада, а от их скрещивания появляется полудомашне-полудикая «порода» (олени чукотской породы харгин вообще легко возвращаются в дикое состояние) (Головнёв и др. 2018: 32, 33).

 
Стадо у яранги. Фото А.В. Головнёва, 2014.
 

Жизнь приморских чукчей была ориентирована на морской зверобойный промысел. Объектами охоты были моржи, белухи, нерпы, лахтаки, киты, а также белые медведи. Продукция морского зверобойного промысла давала людям не только еду, но и одежду, обувь, орудия охоты, труда и быта, байдары, жилище, отопление. Охотой, как правило, занимались мужчины. Промысел тюленей был часто индивидуальным и велся круглый год. Особенно ценилась прочная шкура лахтака, из которой изготавливали ремни и подошвы для обуви. Добыча китов и моржей была сезонной: с весны до осени эти мигрирующие животные появлялись неподалеку от мест проживания людей. На них охотились коллективно с байдары с помощью гарпунов и копей. Кроме того, в конце лета добывали моржей на лежбищах, на которых они собираются в это время года. Неповоротливых животных закалывали копьями прямо на суше. Массовый забой моржей на лежбищах, а также добыча китов в летне-осенний период обеспечивали людей пропитанием на всю зиму. С появлением русских и американских китобоев на Чукотке постепенно изменились технологии морского зверобойного промысла. Во-первых, местные охотники начали использовать огнестрельное оружие, которое распространилось повсеместно к началу XX в. Во-вторых, традиционную байдару заменили вельботы, а позже моторные лодки (Вдовин 1965: 172-182).

Все чукчи занимались рыболовством, однако значение данной хозяйственной деятельности было не одинаковым для разный локальный групп. Для одних рыболовство было сопутствующим: люди ловили рыбу от случая к случаю, не делая больших запасов впрок; для других – основой пропитания. Так, для жителей побережья Берингова моря, Анадырского залива, рек Канчалан, великая и Анадырь рыболовство имело большое значение (Вдовин 1965: 182-185).

 
Чукотская упряжка. Фото А.В. Головнёва.
 

Сегодня многие коренные жители Чукотки, в том числе чукчи, не ведут традиционный образ жизни, а проживают в городах и селах, работая в сферах образования, управления, торговли и проч. Тем не менее многие из них сохраняют связь с традиционной средой благодаря многим повседневным практикам, включая походы в тундру за ягодами, грибами, травами или просто для отдыха, например, чаепития; рыбалку; посещение друзей и родственников оленеводов в бригадах; приготовление традиционных блюд по рецептам своих мам и бабушек; участие в национальных праздниках (эракор, день коренных народов); занятия творчеством, таким как традиционные танцы, пение, декоративно-прикладное искусство.

 

Источники:
Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М-Л.: «Наука», 1965.
Головнёв А.В. Кочевники Арктики: стратегии мобильности // Археология, этнография и антропология Евразии. 2016. Т. 44. No 4. С. 131–140.
Головнев А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018.
История и культура чукчей: Историко-Этнографические очерки. Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1987.