Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Краткая историческая справка

 

В чукчах можно видеть потомков древнейших континентальных охотников азиатской Арктики, которые населяли тундры Чукотки с эпохи камня (памятники на рр. Экытикывээм, Энмывээм, оз. Тытыль, Эльгыгытгын и др.) и граничили с морскими охотниками эскимосами, чье движение по побережьям Берингии и Арктики началось во II тыс. до н. э. и усилилось в конце I тыс. н. э., когда носители мощных китобойных культур Пунук и Туле прошли по побережью Чукотки вплоть до Колымы. Встречная волна экспансии континентальных кочевников пришлась на период российской колонизации, когда чукчи-оленеводы охватили своими кочевьями и военными рейдами все пространство Чукотки, включая морские острова (Головнев и др. 2018: 26). С середины XVII в. этническая история чукчей может быть изучена более детально, так как появились письменные источники, касающиеся данного региона. Распространявшиеся прежде до Колымы эскимосские владения остались лишь на восточной окраине Чукотки. Вместе с тем освоившие побережье чукчи заимствовали у эскимосов многое из технологий приморской адаптации. Одновременно в ходе военных набегов на коряков чукчи значительно увеличили размеры своих стад. В результате к концу XVIII века у чукчей сложились две основные отрасли их хозяйственно-экономической деятельности: оленеводство и морской зверобойный промысел; закончились войны с соседними народами, прежде всего с коряками; установились мирные отношения с русскими поселенцами (Богораз 1934: 51-76; Вдовин 1965: 65).

Мальчик Чукчи.
Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1950 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-177
 

Этнокультурное развитие чукчей с XIX до середины ХХ в. шло эволюционным путем без каких-либо значительных потрясений. Данный этап обрамлен двумя «революциями»: с одной стороны, «оленеводческой», связанной со сложением крупностадного оленеводства в XVIII – начале XIX века (Крупник 1989: 161); с другой, социалистической, приведшей к установлению новой власти на Чукотке и, как следствие, к проведению в жизнь политики советизации, включавшей коллективизацию хозяйств, перевод на оседлость, борьбу с традиционными религиями и ритуалами. Однако до середины XX столетия нововведения советской власти не сильно затрагивали повседневную жизнь людей. Например, официальная риторика содержала утверждения о переводе коренного населения с бытового кочевания на производственное, но в реальности люди продолжали следовать своим традиционным маршрутам, перемещаясь по тундре семейно-родственными коллективами. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы политика советских властей действительно отразилась в культуре чукчей. Ломка традиционного уклада жизни стала заметной к 1960-м гг., при этом не во всех районах Чукотки в равной мере.

 
Семья Вуквутагины в национальной одежде. Фото А.В. Головнёва, 2014
 

Чукчи поддерживали многочисленные контакты с соседними народами, корни которых уходят глубоко в древность. Так, чукотско-эскимосские отношения прослеживаются с I тыс. н. э., о чем свидетельствуют данные физической антропологии: береговые чукчи и эскимосы объединяются в берингоморский тип Арктической расы. Ко времени прихода русских чукотско-эскимосские отношения носили мирный характер, сопровождались обменом и брачными связями.

Первые письменные свидетельства о чукотско-корякских отношениях появляются в начале XVIII в. В это время чукчи часто нападали и грабили стада оленных коряков. Последние совершали ответные рейды, правда, менее удачные. Русские власти были обеспокоены нападениями «вольных» чукчей на ясачных коряков, своих данников и союзников. Войны чукчей с коряками продолжались до конца XVIII в, когда в 1781 г. была достигнута договоренность между чукчами и русской администрацией Гижигинской крепости о мире чукчей с коряками. С той поры установились добрососедские отношения между родственными народами с прочными торговыми и социальными связями.

Сходным образом складывались отношения чукчей с юкагирами, также бывших данниками и союзниками русских. На протяжении XVII-XVIII вв. чукчи нередко совершали нападения на них. Конфликты закончились к концу XVIII столетия; между народами наладился мирный диалог и торговый обмен, одновременно началась ассимиляция юкагиров (История и культура 1987: 38-50).

 

Источники:

Богораз В.Г. Чукчи. Авторизованный пер. с английского: В 2 ч. Л.: Изд-во ин-та народов севера ЦИК СССР, 1934. 1 ч.
Вдовин И.С. Ваегские чукчи // Сибирский этнографический сборник. Т. IV. М.: изд-во АН СССР., 1962. С. 153-164.
Головнев А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018.
История и культура чукчей: Историко-Этнографические очерки. Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1987.
Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989.