Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Искусство, промыслы и ремесла

 

Обработка кожи и меха – одно из древнейших ремесел коренного населения Чукотки. Чукотские женщины до настоящего времени умело используют кожу и мех для шитья и украшения одежды, обуви, для изготовления настенных ковриков, всевозможных сумок, украшений и многих других предметов. Изготовление изделий из кожи и их декорирование – трудоемкая работа, требующая художественного вкуса и высокого мастерства, глубоких знаний.

 
А.И. Пайма показывает чукотскую одежду в музее п. Рыткучи. Фото А.В. Головнёва, 2015.
 

Основным материалом для изготовления кожаных и меховых изделий служили и служат шкуры оленей и морских животных (нерпы, моржа). Мастерицы Чукотки умели обрабатывать различные виды шкур, учитывая особенности их строения, плотности, эластичности. Они красили выделанные кожи настоем ольховой коры, иногда использовали и минеральные красители, продымливали кожи над костром, что не только придавало им красивый оттенок, но и усиливало их водонепроницаемые свойства.

Для обработки кожи и меха и декорирования изготовленных из них вещей использовали специальные инструменты и оборудование: кроильные доски, доски для размягчения и выделки шкур, скребки (каменные и металлические), скорняжные ножи, иглы различных размеров (в том числе двухгранные и трехгранные), наперстки (костяные и металлические).

Способы украшения кожаных изделий отличались многообразием. Они зависели от назначения предмета и особенностей материала. Особенно тщательно украшались одежда и предметы, связанные с праздниками. Отделочными материалами, применяемыми в художественном оформлении изделий, были шкурки животных с красивым пушистым мехом (песцов, росомах, собак) подшейный волос оленя, сухожильные нитки, изготовляемые из спинных и ножных жил оленя, бисер (фарфоровый и стеклянный).

Среди художественных приемов декорирования одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Чукчи использовали для этого пучки из белых волос оленя. Пучок прихватывали к основе стежками ниток. При этом использовались различные виды накладных швов («простой шов», «жгутик», «зигзаг»). Комбинируя швы, мастерицы составляли прямолинейные и криволинейные орнаменты разной фактуры, имитировали игру света и тени.

Один из приемов декорирования изделий северных мастериц – меховая мозаика. Она представляет собой соединение контрастных по цвету кусочков меха, которые вырезают в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других фигур. Мозаикой украшали одежду, обувь, головные уборы, сумки.

Распространенный прием декорирования – аппликация – наложение одного материала на другой. Практиковалось три типа аппликации: кожей по коже, мехом по коже и кожей по меху. Аппликационные детали в виде различных геометрических фигур вырезались обычно из белой мандарки (нерпичьей шкуры с удаленным волосяным покровом).

 
А.И. Пайма демонстрирует экспонаты музея п. Рыткучи. Фото А.В. Головнёва.
 

Рельефный декоративный шов обычно применялся при изготовлении обуви. Такой шов, соединяющий верхнюю часть меховых торбасов с подошвой, являлся одновременно и способом крепления, и формой украшения. Украшения из бисера часто представляют собой подвески, прикрепляемые к кухлянке. Бисером украшают подолы кухлянок, обувь, головные уборы, пояса, всевозможные кулоны, сумочки, кошельки.

В последние десятилетия у народов Крайнего Северо-Востока получила распространение роспись по коже. Ее авторами нередко являются известные граверы по кости. Используя в росписи по коже некоторые приемы гравировки по моржовому клыку, мастера развивают их применительно к новой технике и новому материалу. Росписью по коже украшаются обычно декоративные панно.

В настоящее время в каждом чукотском поселке живут мастерицы, владеющие приемами художественной обработки кожи и меха. Изделия лучших мастериц Чукотки являются произведениями высокого искусства. Они экспонируются в музеях, на всероссийских и международных выставках. Во многих школах Чукотского АО проводятся занятия по шитью традиционной одежды, изготовлению всевозможных предметов из бисера, меха, кожи. В художественной обработке твердых материалов наибольшего совершенства достигла обработка кости.

Косторезное искусство чукчей получило наивысшее признание в 1970-е годы, когда мастера И. Сейгутегин, Г. Тынатваль и В. Эмкуль были удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1976 г.), а Туккай, Е. Янку, В. Эмкуль, И. Сейгутегин получили почетное звание Заслуженного художника РСФСР (Народы Северо-Востока Сибири 2010: 569–570).

 
Настенное панно «Лучи Ленина» с чукотским орнаментом. Фото А.В. Головнёва, 2015.
 

В последние годы в искусстве гравировки на моржовом клыке и в скульптурной резьбе больше внимания уделяется национальному быту чукчей, отображению его этнографических особенностей. Ведутся успешные поиски декоративных приемов в решении сюжетных композиций. Да и само искусство гравировки неизмеримо выросло, рисунок стал точнее и выразительнее (Бронштейн, Широков, 2008; Тишков, 2008).

 

Источники:

Бронштейн М.М., Широков Ю.А. Чукотская и эскимосская резная кость: Художественные изделия I-XX века из коллекций Музея Востока. М., 2008.
Тишков В.А. Тундра и море: Чукотск-эскимосская резьба по кости. М., 2008.