Вернуться

 

  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Общие сведения о народе

Общеизвестное название народа происходит от самоназвания тундровых чукчей – чаучу/чавчу , то есть «оленный человек». Береговые чукчи именовались аӈкальыт / аӈкалын , что переводится как «морской народ». Существовало и общее название для оленеводов и охотников на морского зверя, они именовали себя лыгъоравэтлъян – «настоящие люди», однако в качестве официального названия народа оно не прижилось.

Чукчи – коренной народ крайнего Северо-Востока Азии. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, его численность составляет чуть менее 16 тыс. человек. Они проживают преимущественно в Чукотском АО (более 12 тыс. человек), а также на Севере Камчатского края и в Нижнеколымском районе Якутии. В целом чукчи расселены на огромной территории: в пространстве от Колымы до Берингова моря и от Северного Ледовитого океана до Камчатского края. Расстояние от крайних точек их расселения с востока на запад исчисляется более чем 1600 км, а с юга на север – 1200 км (Головнев и др. 2018: 26; Вдовин 1962: 153).

Общая численность, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 16 228 чел. (7 641 муж. и 8 587 жен.). 

 
Молодой пастух с помощниками-подростками.
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1948 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951). МАЭ И 1454-223

Чукчи традиционно разделяются на две этнографические группы: (1) оленных, или тундровых – кочевников-оленеводов и (2) береговых, приморских или сидячих чукчей – охотников на морского зверя. Оленеводы расселялись в континентальной части Чукотки, а морские зверобои проживали на побережье Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей. Данное разделение несколько условно, особенно в современных условиях, когда далеко не все чукчи продолжают заниматься традиционным хозяйством. Кроме того, во все времена существовали браки между оленеводами и охотниками, а также взаимный переток – оседание кочевников и уход в тундру приморских жителей. Мобильность и коммуникабельность, развитый обмен и матримониальные отношения разных групп чукчей обеспечили их языку и культуре определенную целостность (Головнев и др. 2018: 28).

Помимо упомянутой градации, различные исследователи со времен В.Г. Богораза выделяли этнотерриториальные группы чукчей соответственно конкретным местам их обитания. В конце XIX в. различались следующие группы оленных чукчей: Индигирская и Алазейская; Западная Колымская; Сухо-Анюйская; Больше-Анюйская; Верхне-Анадырская; Чаунская; Эрри; Онмыланская; Телькепская, Большой реки, Белой реки (Богораз 1934: 12-13). В.Г. Богораз подчеркивал, что количество этно-территориальных групп чукчей можно увеличить, так как даже небольшое стойбищное объединение связанных между собою родичей заявляет претензию на особое наименование, происходящее обычно от названия реки, по берегам которой эти чукчи кочуют (Богораз 1934: 13). Более того, состав и число локальных групп менялось на протяжении этнической истории. Так, многие современные этно-территориальные группы, например, ваежские чукчи, появились в ходе коллективизации и слияния традиционных хозяйственных объединений вокруг созданных усадьб колхозов и совхозов (Вдовин 1962: 153-164; Нувано 2008: 78). Приморских чукчей В.Г. Богораз группировал по семи основным береговым селениям (Богораз 1934: 14). На протяжении XX в. происходили переселения местных жителей с традиционных мест обитания в связи с политикой перевода на оседлость и укрупнения сел. Локальные группы чукчей имели языковые и культурные особенности. Исследователи выделяют три диалекта чукотского языка: западный, восточный и южный (Володин, Скорик 1996: 23-39). Сегодня лингвисты проводят исследования среди различных локальных групп чукчей, определяя специфику говоров (см. Пупынина 2013: 245-260; 2018: 112-127; Экспедиция в чукотский язык 2021).

 

Источники:

Богораз В.Г. Луораветланский (чукотский) язык // Языки и письменность народов Севера: Языки и письменность палеоазиатских народов. Ч. III. М-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. С. 5-46.
Богораз В.Г. Чукчи. Авторизованный пер. с английского: В 2 ч. Л.: Изд-во ин-та народов севера ЦИК СССР, 1934. 1 ч.
Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М-Л.: «Наука», 1965.
Головнев А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Чукчи // Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб: МАЭ РАН, 2018. С. 18-145.
Нувано В.Н. Этнотерриториальная группа «ваежские чукчи» // Тропою Богораза: Научные и литературные материалы. М.: Институт Наследия-ГЕОС, 2008. С. 78-84.