Вернуться

Функ Дмитрий Анатольевич,

Арцемович Сергей Александрович

Институт этнологии и антропологии РАН

Челканцы. Материальная культура 

Одежда у челканцев была специализированной. В одежде из войлока ходили на охоту. Ее элементами являлись полусферическая шапка, “халат” (киис) , безрукавка (ненгжок), чулки (уук) . Кроме того, непременный элемент промысловой одежды - сапоги (одок), изготовлявшиеся из хорошо выделанной конской кожи. Их конструктивные части состояли из холщовых или кожаных голенищ и отдельно скроенных головки и подошвы.

Основу промысловой одежды составлял войлочный халат. Он оказался наиболее приспособленным к суровым климатическим условиям северных предгорий Алтая и подвижному образу жизни охотников на промысле. «Шуба из простеганного войлока, покрытого кендырем, - писал в свое время А.В. Адрианов, - считается теплой, легкой, прочной, не стесняющей движений промышленника, которому приходится сделать на лыжах сотни верст, таща за собой легкие нарты с припасами и главное не промокает в такой степени, как промокает нагольный тулуп» (Адрианов, 1888а. С. 302). Именно эти качества войлока, видимо, стали главной причиной распространения одежды из этого материала, элемента культуры скотоводов-кочевников, у охотников северных предгорий Алтая.

Мужская одежда представлена овчиной шубой тере тон , рубахой чамча , халатом когнот , жилеткой, штанами. Покрой мужской рубахи традиционно имел туникообразный вид. В мужской костюм также входили штаны, рубаха, халат, обувь и головной убор (Этнографический атлас Республики Алтай / Н.В. Екеев (отв. ред.), Э.В. Енчинов (науч. ред.), Г.Б. Эшматова, А.П. Чемчиева; НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2022. С. 255).

«Женский костюм состоит из платья, халата, безрукавки, юбки. Отличительной особенностью челканских платьев является удлинение заднего подола. Юбка платья от талии собирается в сборки или складки. Если платье не отрезное, то в бока вставляются клинья, подол обычно широкий. Рукава, вшитые без ластовиц, но с большим клином у проёма. Подол, рукава и воротник украшаются различными вышивками: цветными нитками, ромбическими рисунками, воланами, оборками. На некоторых платьев вырез на груди застегивается на пуговицы. Исследовательница Е.П. Кандаракова выделила четыре вида женских челканских платьев шьамжа [Кандаракова 1998: 74] . Например, третий вид платья – это платья, имеющие по подолу полоски разных цветов (красные, синие, желтые, голубые), такие платья называются «шьыйыкту шьамжа» (Этнографический атлас Республики Алтай / Н.В. Екеев (отв. ред.), Э.В. Енчинов (науч. ред.), Г.Б. Эшматова, А.П. Чемчиева; НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2022. С. 255-256).

Исключительно важную роль в хозяйственной деятельности челканцев играли полозные средства передвижения и различные способы перемещения груза - шкура-во- локуша, пихтовый лапник, заплечный берестяной короб (комдо) . Одним из наиболее древних и значимых элементов охотничьей отрасли хозяйства являлись подбитые камусом лыжи (чана) . На территории Алтая они стали основой для развития других видов полезных средств передвижения, прежде всего – временных и специальных нарт (кол чанак, чанач) . Непременным атрибутом охотничьего снаряжения являлся лыжный посох (кайок) , выполнявший на промысле различные функции. Он служил средством управления и торможения при спуске с гор и разгребания снега на стоянке. С помощью лопатки посоха также доставали воду из ручья, разводили в ней талган (ячменное толокно) и утоляли голод. Традиционным направлением хозяйственной деятельности челканцев было рыболовство. Наряду с охотой и скотоводством оно являлось источником мясной пищи. Прежде всего из рыбы готовили уху. С рыболовством в бассейне р. Лебеди был, видимо, связан также генезис долбленок и берестянок (по фольклорным материалам). Однако наиболее значимые элементы рыболовческой отрасли хозяйства оказывались все-таки сопряжены с использовавшимся у челканцев инвентарем и разного рода ловушками.

В ходе термической и механической обработки зерна челканцы получали такие важные пищевые полуфабрикаты, как мука, крупа и толокно. Они составляли основу их растительной пищи домашнего происхождения. Из муки делали преимущественно пресное тесто. Оно использовалось для выпечки хлеба, пирогов и некоторых других мучных изделий. Из пресного теста, крупы и толокна готовили такие блюда, как тутпаш (лапша), угре (перловая каша) и мотко (перловая каша, смешанная с толокном). Универсальной мучной пищей челканцев являлся уже упоминавшийся выше талган, употреблявшийся в сочетании с водой или другими жидкими продуктами. Процесс обработки зерна тесно увязывается, в свою очередь, со строго определенным кругом предметов утвари - котлом, ступой, ручным лотком, ручной мельницей и ситом.

Немаловажное место в питании челканцев занимали клубни, корни и стебли дикорастущих растений: пиона, пучки, колбы и некоторых других. Так, из луковиц кандыка и сараны готовили жидкую похлебку тире . Несколько меньшее значение в рационе питания челканцев занимали кедровые орехи. При их обработке использовали вальки, ручной лоток, котел и зернотерку. Из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу токшок/токчок.

Занятие скотоводством у челканцев отражалось в их пище – оно прежде всего давало мясные продукты домашнего происхождения - конину, позднее - говядину и баранину. Забивали скот, как правило, на зиму, в октябре-ноябре. Из хорошо промытых кишок коровы или лошади и молочно-кровяной смеси на зиму заготовляли кровяную колбасу кан (букв, “кровь”). Кроме того, в XX в. широкое распространение получило также изготовление молочных продуктов.

Детали крепления к охотничьим лыжам. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Мельница-тербен в заброшенном доме в с. Курмач-Байгол (общий вид). Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Мельница-тербен в заброшенном доме в с. Курмач-Байгол (деталь). Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Старинная зернотерка в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Сушилка для банок в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Применение старинной веялки в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Хозяйственные постройки в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Хозяйственные постройки в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Заготовка дров в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Барометр из еловой ветки в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Хозяйственные постройки в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Старинный заброшенный жилой дом в с. Курмач-Байгол. Фото Д.А. Функа, 1990 г.

Школьный учитель П.Т. Сумачаков из с. Курмач-Байгол со своими охотничьими лыжами и детали крепления к ним. Фото Д.А. Функа, 1990 г.