Вернуться

Функ Дмитрий Анатольевич,

Арцемович Сергей Александрович

Институт этнологии и антропологии РАН

Челканцы. Краткая историческая справка, межэтнические контакты и взаимодействия

Впервые о челканцах упоминает русский документ 1625 г., в котором говорится, что русские казаки Федоров и Путимец были посланы «в Телэскую землю и в Щелканы». Побывав в этих местах и выполнив поручение, казаки сообщили, что «Щелкальской волости по смете 20 человек, а ясаку с них взяли на тебя государя 20 соболей вновь». В ясачных книгах Кузнецкого уезда челканцы значатся с 1629 г. как ясачная Щелканская волость.

В течение всего XIX в. волость, к которой было приписано челканское население, называлась по-разному: в 1812 и в 1858 гг. - Шелкальская, с 1816 по 1832 г. - Кондомско-Шелкальская, с 1834 г. и позднее, за исключением 1858 г., - Кондомо-Шелкальская.

Основное свое название - Шелкальская - волость получила благодаря отпискам русских казаков 1620-х годов. В них называются в качестве особой земли «Щелканы», «Щелкальская волость», «Щелканская волость». Как хорошо известно, названия волостей на юге Западной Сибири казаки давали довольно точно, фиксируя в них либо название рода, либо некой более крупной этнической/родовой общности. Именно поэтому в названии «Щелканы», безусловно, следует видеть наименование челканцев, или «чалканцев», как сейчас чаще называют эту группу алтайские исследователи.

В отношении определения «Кондомская» («Кондомо-», «Кондомско-») следует сказать, что оно также не случайно. Дело не только в том, что первые отряды казаков попадали к челканцам, продвигаясь вверх по течению Кондомы. В течение почти 300 лет именно г. Кузнецк являлся для челканцев окружным центром, куда паштыки (волостные старосты) регулярно отвозили ясак. Наличие экономического центра в самых низовьях р. Кондомы, за полторы сотни километров от р. Лебеди, не могло не сказаться и, действительно, сказалось на экономической и культурной ориентации челканцев. Основные миграционные потоки («экономическая миграция») челканцев были направлены именно в населенные пункты по р. Кондоме. Так было и в XIX и позже - в XX в.

В 1861 и в 1863 гг. некоторые улусы, где проживали челканцы (лебединские татары, Lebed-Tataren), посетил В.В. Радлов. В 1861 г. он побывал в деревне на р. «Ульбас» (Албас), состоявшей из восьми-десяти юрт, в безымянном улусе на р. Лебеди, а также нашел потомков рода «Чалган или Чалганду» на р. Тогуле, где они жили вместе с «черневыми татарами». Двумя годами позже Радлов побывал на р. Öткюштю, в ауле зайсана рода Шалганду на р. Болыме (Базла? Беля?), где стояли четыре юрты, в нескольких группах юрт по р. Болгул (Байгол), где юн встретил зайсана рода Якшылык, и в деревне на р. Каргызане.

Именно В.В. Радлов впервые указал на то, что «лебединские татары» делятся на два рода - Чалган (Чалганду, Шалганду) и Якшылык. Сомнение вызывает лишь факт наличия двух паштыков (по Радлову, «зайсанов»): известно, что паштык у челканцев выбирался из более многочисленного рода Шалганду. Косвенно подтверждает факт неточности и свидетельство паштыка из рода Шалганду о 103 плательщиках ясака: именно таковым было число всех ревизских душ по Кондомо-Шелкальской волости и спустя 26 лет, в 1889 г. Кстати, и сам В.В. Радлов в той же книге «Aus Sibirien» в общем описании населения Южной Сибири и Джунгарии отмечал, что, хотя лебединские татары делятся на два рода Якшы (Jakschy) и Чалган (Tschalgan), зайсан у них - из рода Чалган.

Расселение по р. Лебеди родов шалкан (чалкан) и шашкылы (чачкылы) было подтверждено также А.В. Адриановым. В 1883 г. он писал: «Ш а л к а н - особая волость по р. Лебеди (правый приток Бии), обозванная сибирскими администраторами «Щелкальскою». В известном словаре В.И. Вербицкого практически в то же время было указано: «Шалкан (к[ондомское наречие]) - одно из инородческих поколений, кочующее по реке Лебеди». Позже об этом же писал Л.П. Потапов; «... челканцы действительно разделяются на два сеока, которые по-челкански именуются: Чалканыг и Шакшы, или Шакшылыг. Внутри каждого из этих сеоков браки запрещены. Но, кроме того, оба челканских сеока соблюдали экзогамные запреты по отношению к целым сеокам соседних народностей, например, тубаларскому сеоку Кузен или алтайскому сеоку Телес ...».

Пытаясь выяснить происхождение челканцев по каждому из родов-сеоков в отдельности, Потапов записал ряд интересных исторических преданий. «В одном из них, датируемом самими челканцами «ойратским временем», т.е. временем господства ойратских ханов, еще до включения челканцев в состав Русского государства (первые десятилетия XVII в.), говорится следующее. Ойротхан собирал алман (дань) по р. Иртыш, затем вышел в верховья Катуни, спустился оттуда к устью реки и затем стал подниматься вверх по Бии. Узнав об этом, челканцы в знак покорности вывесили на шесте шкуру соболя, укрепив шест на берегу р. Лебедь при впадении ее в Бию. Ойрот-хан, заметив шкурку, взял ее и стал громко звать челканцев, которые находились в укрытии и наблюдали за продвижением Ойрот-хана. Когда челканцы появились, Ойрот-хан сказал, что он их трогать не будет, но они с этого времени должны платить ему алман пушниной и железом. Из предания следует, что челканцы жили по р. Лебедь вплоть до ее устья еще до появления здесь кумандинцев и были обложены алманом до появления у них русских. Последнее обстоятельство согласуется и с русскими историческими документами, в одном из которых, относящемся к 1622 г., сказано: «А которые кузнецкие ж люди живут от Кузнецкого острогу далеко, и теми кузнецкими людьми владеют колмацкие люди и ясак с них емлют соболями и железом всяким деланым». В старинном предании о сеоке Шакшылыг говорится, что предки людей этого сеока жили раньше около Телецкого озера. Население сеока составляло тогда всего « кырк тунук », т.е. 40 «дымов» (40 юрт). (Возможно, судя по цифре «дымов», это было целое административно-военное подразделение, наподобие дючины у западных монголов.) Живущие здесь шакшылыги стали воровать лошадей у енисейских кыргызов (в предании «кара-кыргызов»), обитавших в бассейне р. Абакан. Кыргызы, чтобы наказать воров, однажды напали на шакшылыгов, полностью их разгромили и почти всех уничтожили. Однако во время этого набега один из парней сеока Шакшылыг находился в верховьях р. Лебедь, где сватал себе невесту. Таким образом, он спасся от гибели и от него-то и пошли будто бы потомки сеока Шакшылыг, которые поселились по р. Клык (левый приток Байгола). Тогда же у себя на месте спасся и другой парень, спрятавшись под доской. От него тоже пошло потомство шакшылыгов, расселившихся по р. Садре (левый приток р. Лебедь). Данное предание довольно хорошо датируется XVII в., так как известно, что енисейские кыргызы покинули бассейн Енисея в 1703 г., когда они были насильственно переселены в Джунгарию. Между 467 прочим, современные челканцы рода Шакшылыг объясняют свою современную малочисленность тем, что им в свое время часто приходилось страдать от набегов кыргызов.

Данные же об истории и культуре сеока Чалканыг/Шалганну, собранные и проанализированные Потаповым, «характеризуют их как аборигенов своих мест, сохранявших на протяжении ряда столетий историко-культурные связи преимущественно с тубаларами, соседними (кондомскими) шорцами и различными сеоками или территориальными группами, обитавшими в верховьях Чумыша и еще севернее, в частности, по правобережью Томи в районе западных и северных отрогов Кузнецкого Алатау». 

В ходе экспедиционных работ Д.А. Функа на территории Горной Шории и непосредственно на Северном Алтае, сведения Л.П. Потапова о родовой структуре челканцев были существенно дополнены и в ряде случаев уточнены. Удалось установить факт наличия патронимических объединений, составлявших ранее ту или иную фамилию. Кроме того, было установлено выдвижение к настоящему времени на первый план при регулировании брачных отношений именно патронимических объединений, начавших осознаваться людьми в качестве родов-сеоков. К 1990 г. лишь единицы стариков были в состоянии восстановить в памяти прежнюю картину родового деления челканцев на шалганну и шакшылу, а не на два «племени» и примерно два десятка «родов»-сеоков, как в том убеждено сейчас подавляющее большинство челканцев. Тубаларский сеок Кузен, всегда, насколько можно судить по имеющимся источникам, являвшийся именно сеоком-родом, сейчас частично оказался включенным в родовую структуру челканцев, хотя и будучи уравненным «в правах» лишь с челканскими патронимическими подразделениями.

МАЭ И 122-50. "Гуркин (Чорос-Гуркин) Григорий Иванович Рисунок. Портрет мужчины. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 122-65. "Рисунок. Трубка курительная деревянная. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-225. "Фотоотпечаток. Семейный портрет. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-232. "Фотоотпечаток. Семейный портрет. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-235. "Фотоотпечаток. Мужчина за изготовлением курительной трубки. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-244. "Фотоотпечаток. Портрет пожилой женщины. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-245. "Фотоотпечаток. Портрет шамана с бубном. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-251. "Фотоотпечаток. Портрет мужчин. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

МАЭ И 135-267. "Фотоотпечаток. Портрет девушки. Челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

РЭМ 5878-1. "Халат. Алтайцы: северная группа: челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей"

РЭМ 6826-1. "Халат мужской. Алтайцы: северная группа: челканцы". Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей"