Вернуться

Функ Дмитрий Анатольевич,

Арцемович Сергей Александрович

Институт этнологии и антропологии РАН

Челканцы. Общие сведения о народе

По данным переписи населения России 2002 г., число людей, решивших назвать себя «челканцами», составило всего 855 чел., 135 из которых являются городским населением и 720 - сельским. Подавляющее большинство челканцев, 830 чел., было зафиксировано в Республике Алтай: из них 364 - мужчины и 466 женщин. По данным 2020-21 гг., всего в России проживает 1314 челканцев, 344 человека являются городским населением, а 970 – сельским. В Республике Алтай проживает большинство челканцев – 1194 человека.  

В настоящее время челканцы наиболее распространены в основном в крупных населенных пунктах Республики Алтай, в Турочаке, Артыбаше, Иогаче, в. г. Горно-Алтайске, а также в селах Курмач-Байгол, Суранаш, Кебезень, Майском и Чуйке Турочакского района Республики Алтай. Небольшое число челканцев проживают в населенных пунктах Кемеровской области, граничащих с Республикой Алтай.  В советской и российской этнографической литературе, по устоявшейся за 400 лет традиции, эту группу называли и называют, как правило, «челканцами», по имени одного из входящих в ее состав родов. Также встречается название «лебединцы», как производное от названия реки Лебедь, по берегам которой челканцы компактно расселены. В годы советской власти челканцы Алтая учитывались в текущей хозяйственной документации, в паспортах и в ходе всесоюзных переписей населения как «алтайцы», а челканцы Кемеровской обл. обычно как «шорцы».

Язык челканцев вместе с кумандинским и тубаларским обычно относят к числу северных диалектов алтайского языка и, в отличие от так называемых южных диалектов, включают вместе с шорским, чулымско-татарским и хакасским языками в хакасскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. С 1980-х годов язык челканцев начинает рассматриваться лингвистами и как самостоятельный объект изучения, без диалектной отнесенности к алтайскому языку.

В истории изучения челканцев достаточно условно выделяются следующие этапы: 1) до середины XIX в., когда появлялись свидетельства об их существовании, связанные с административным устройством Алтая; 2) с середины XIX в., когда начали проводить свои исследования В.И. Вербицкий и В.В. Радлов, и до 20-30-х годов XX столетия, когда на Алтае работал известный этнограф А.В. Анохин; 3) с 20-30-х до 90-х годов XX в., когда в указанном регионе вели исследования советские этнографы, в частности, Л.П. Потапов; 4) современный этап изучения челканцев, связанный с новой волной интереса к северным алтайцам в целом. 

Среди исследований XIX - начала XX в. можно выделить труды В.В. Радлова, А.В. Адрианова, Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, К. Хильдена и А.В. Анохина. В целом для этого этапа были характерны описательные работы. Большой вклад в изучение алтайского языка внесли В.И. Вербицкий и В.В. Радлов, активно использовавшие и материалы по языку челканцев. В наше время эти работы можно считать ценнейшими источниками, поскольку все они основаны на уникальных полевых исследованиях. В советское время значительно расширилась тематика исследований. Вопросами этногенеза, системы родства, жизнеобеспечения (охота, рыболовные промыслы и т.д.) занимался Л.П. Потапов. Лингвистические исследования проводил в основном Н.А. Баскаков. В 1920-1930-е годы на Северном Алтае у челканцев также работали А.В. Анохин и И.Д. Хлопина (Старынкевич). После войны, в 1950-е годы, фольклорные экспедиции проводились Н.А. Баскаковым и С.С. Суразаковым. В 1960-х годы в них принимала участие челканская исследовательница Е.П. Кандаракова. В 1980-е - начале 1990-х годов у челканцев Шории и Алтая проводили исследования этномузыколог Г.Б. Сыченко и этнограф Д.А. Функ. 

Значительный вклад в изучение этнической истории и традиционной культуры челканцев в советский период внес Л.П. Потапов. Он провел архивные изыскания, проанализировал много уже написанной и часто труднодоступной литературы. Совершил несколько поездок к северным алтайцам, в том числе - в 1936 г. - и к челканцам. Однако собственно челканцам этот исследователь посвятил только одну работу – «Заметка о происхождении челканцев-лебединцев». Впоследствии указанная статья была им использована при написании обобщающих трудов. Кроме работ Л.П. Потапова сведения о челканских родах можно найти у С.А. Токарева (1936), а данные о движении населения в XVII - начале XVIII в. также и у Б.О. Долгих (1960). К работам историографического характера, в которых обобщены и проанализированы собранные другими исследователями материалы, относятся монографии Е.М. Тощаковой (1978), Н.А. Алексеева (1992), А.Н. Садового (1992). В них частично представлены и материалы по этнографии челканцев. Из обобщающих историко-этнографических и краеведческих работ можно отметить сборник статей под редакцией Д.А. Функа (Челканцы.., 2000), а также две монографии - Е.П. Кандараковой «Обычаи и традиции чалканцев» (1999) и Е.А. Бельгибаева «Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX-XX в.)» (2004). Наиболее полное описание и словарь челканского языка были составлены выдающимся советским лингвистом Н.А. Баскаковым (1985). Специальных исследований языка челканцев, за исключением пары диссертаций и нескольких статей, до начала 2000-х годов не существовало. Сбор современных материалов по этому языку с целью последующей их машинной обработки в 2004-2005 гг. осуществлялся группой немецких и российских лингвистов при финансовом содействии Немецкого научно-исследовательского общества и Российского фонда фундаментальных исследований. Из лингвистических работ выделяются работа Н.А. Кирсановой, посвященная исследованию консонантизма в языке челканцев, и два «Чалканских сборника» под редакцией Н.Н. Широбоковой, в частности, включенные в них статьи о месте челканского языка среди других тюркских языков Сибири, об аналитических конструкциях, падежной системе, послелогах в языке челканцев и ряд иных.