Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Батьянова Елена Петровна

Алюторцы. Духовная культура.


Традиционная духовная культура алюторцев основана на древних анимистических представлениях. Вселенная, согласно этим представлениям, состоит из пяти связанных друг с другом миров, расположенных вертикально. Земля, населенная людьми, – это средний мир. Над ней находятся еще два мира, где парят облака и пребывает Верховное божество. Под землей расположены также два мира, где раздельно обитают злые духи и умершие. Все миры взаимопроникаемы, и между ними существует постоянная связь. Жизнь и смерть представляют лишь разные ступени бытия.

Существование людей в мире живых и мире мертвых мало чем отличается. Так же, как и на земле, коряки-алюторцы живут в мире мертвых в своей среде, отдельно от других народов.

Центральная фигура мифологии и фольклора коряков, ительменов, алюторцев – Большой ворон Куткиняку (Кутх, Куйкиняку, Кутхиняку) – демиург, посланный Верховным существом на землю, чтобы создать людей и помочь им освоить мир. Кутх выступает то в образе человека, то в образе ворона и часто воспринимается как прародитель народов Камчатки и их защитник. Мифы о сотворении мира повсеместно связаны с его именем. Создав людей Камчатки, Кутх показал им, как надо охотиться на морских животных, ловить рыбу, дал им оленей и собак, научил танцевать, придумал и смастерил первый бубен и пр. Аборигены Камчатки ощущали постоянное незримое присутствие Кутха в своей жизни, соизмеряя свои поступки с возможной реакцией на них демиурга и его родственников. Имя Кутха постоянно фигурировало в ритуально-магических церемониях, в шаманских заклинаниях и пр. С Кутхом связана праздничная, обрядовая и смеховая культура камчатских аборигенов.





Мифологические сказки о Вороне в фольклоре коряков и ительменов, редкие люди. Моя планета. 2016


Согласно традиционным воззрениям коренных жителей Камчатки, Вселенную населяют бесчисленное количество добрых и злых духов, требующих особого этикета общения с ними. Посредниками между людьми и духами часто выступали шаманы. Шаманство народов Камчатки преимущественно семейное (женское). В обязанности старших женщин в семье входило осуществление охранительной и лечебной магии. Среди профессиональных шаманов были как мужчины, так и женщины, встречались шаманы «превращенного пола». Функции профессиональных шаманов включали проведение специальных «шаманских» обрядов, лечение больных, борьбу со злыми духами, гадание, наделение предметов магическими свойствами и др. Облачение шаманов отличалось большим числом украшений и амулетов, специальной ритуальной одежды они не имели. Главный шаманский атрибут – бубен имелся в каждой семье и помимо ритуального назначения выполнял роль музыкального инструмента.

Были распространены культы предков, жертвенных мест (аппапель, ылл-апиль), промысловые культы. Основные культовые церемонии проводились на праздниках: у оленеводов – в честь возвращения стад с летних пастбищ, отела и забоя оленей и пр., у береговых жителей – в честь животных, добытых на промысле (кит, нерпа, горный баран и др.). Религиозным почитанием пользовались изображения духов-охранителей. Среди семейных и личных оберегов наиболее распространены были камни для гадания – аняпель, а также антропоморфные деревянные фигурки для добывания огня трением.

Духов задабривали, принося им жертвы в виде травы, ягод, табака, кусочков материи, сахара, шкурок животных. Совершали жертвенные убийства собак и оленей.

Наблюдалось отношение к слову и звуку как сакральным знакам и символам, как живым организмам, обладающим магической силой. В народной медицине широко использовались различные словесные модели, устные повествования в качестве целебного средства. В лечебных целях больному рассказывали истории о мифологических героях, священных объектах природы и пр. Целебные тексты отличались разнообразием: «Каждой болезни свои рассказы».

Магия слова использовалась и при самолечении: больной обращался с просьбами или угрозами к самой болезни, к духам, вызвавшим болезнь, к «душам» умерших, которые, согласно поверьям, также могли вызвать болезнь. С просьбой о помощи обращались к высшим силам, к семейным охранителям – амулетам. Магико-лечебные рассказы и заклинания часто произносились шепотом.

Формы и детали религиозных практик часто определялись импровизацией, экспромтом. Значительная часть традиционных религиозных обычаев и обрядов сохранилась до настоящего времени.

Праздники, преимущественно сезонные, промысловые. Во время праздников широко практиковались жертвоприношения.

В конце декабря – середине января оленеводы праздновали «Возвращение солнца». В феврале продолжением праздника становился массовый забой оленей, после которого хозяин стойбища устраивал гонки на оленях и другие спортивные состязания.

У береговых жителей главные праздники проводились осенью, когда у морских охотников заканчивался промысловый сезон. В фольклоре алюторцев упоминаются праздники, посвященные киту. На праздниках проводились специальные обряды. Весьма популярным был праздник проводов нерпы. Он сопровождается играми, плясками, пением.

Обряды. В группу семейно-бытовых обрядов входят ритуалы, связанные с заключением брака, с рождением и смертью человека.

Традиционной формой заключения брака была отработка за невесту ее родственникам, которые теряли ее как работницу. По окончании срока отработки устраивался обряд «хватания невесты» – жених должен был разорвать одежду сопротивляющейся невесты и дотронуться до ее обнаженного тела.

Бытовали обычаи левирата (младший брат брал себе в жены вдову старшего) и сорората (вдовец женился на младшей сестре или племяннице умершей жены).

Для беременной женщины и ее окружения существовали особые правила и предписания. Женщина рожала в закрытом пологе, принимали роды старые женщины. Во время родов женщине запрещалось кричать, дабы не привлекать внимания злых духов. На другой день после появления ребенка на свет благодарили Верховное божество, приносили в жертву собаку или оленью важенку, приглашали гостей, устраивали гонки на оленях. Имя новорожденного определяли с помощью гадального камня – аняпеля. Если ребенок болел, ему нередко меняли имя.

Умерших хоронили в специальной погребальной одежде белого цвета, сшитой из шкур личных молодых оленей. Спать в помещении, где находится умерший, запрещалось. С умершим старались общаться, как с живым. Ставили у его изголовья продукты, «играли» с ним в карты.

Основным способом погребения было трупосожжение. Вместе с умершим на костре сжигали его личные вещи, небольшое количество продуктов и подарки, предназначенные умершим родственникам. У кочевых алюторцев важным элементом поминального обряда считался забой личных оленей умершего. После проведения годовых поминок места погребения посещали редко.

Часть алюторцев, преимущественно береговых, исповедует православие, принесенное на Камчатку русскими миссионерами в XVIII – начале XX в. В алюторском селении Тымлат в 1999 г. был построен храм Преображения Господня. Жители селения отмечают православные праздники.