Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Батьянова Елена Петровна

Алюторцы. Материальная культура

 

 

Специфику материальной культуры алюторцев, как и всех коряков, издревле определяли традиционные отрасли их хозяйства. У береговых алюторцев ими были рыболовство и морской зверобойный промысел.

Пища. У оседлых и у части кочевых алюторцев основу пищевого рациона составляла рыба. Высушенную на солнце потрошеную рыбу (юколу) складывали в шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Юкола была основной пищей в течение всего года. Ей также кормили ездовых собак. Заготавливали квашеную в ямах рыбу, которой кормили собак и которую ели сами. «Кислые головки» алюторцы считали лакомством. Мясо и жир добытого морского зверя либо сразу же употребляли в пищу, либо запасали впрок.

Главным пищевым продуктом оленных алюторцев было мясо оленей. Оленину употребляли преимущественно в вареном виде. Из вяленой оленины приготавливали особое блюдо – толкушу (тылкытыл), добавляя в растертое мясо коренья, жир и ягоды. Сырым (замороженным) мясом зимой питались в дороге. Сырыми ели также свежие почки, хрящи и костный мозг оленей, считавшиеся лакомством.

Оленные алюторцы, совмещавшие оленеводство с рыболовством и морским зверобойным промыслом, употребляли в пищу, помимо мяса оленя, рыбу и продукты морской охоты. Питались также мясом добытых на охоте диких оленей, горных баранов, бурых медведей, диких уток, куропаток и др.

Традиционным блюдом алюторцев-оленеводов была толкуша, которую готовили, растирая в деревянных корытцах вяленое мясо с добавлением жира и ягод. Свежие почки, хрящи и костный мозг оленя съедались сырыми. Зимой ели также строганину – тонко наструганную мороженую рыбу.

Все алюторцы широко употребляли в пищу продукты собирательства: корни сараны, дикого щавеля, свежие листья, корни и стволы кипрея, сладкий борщевик и другие травы. Из ягод собирали бруснику, шикшу, голубику, морошку, рябину, шиповник и др. На зиму запасали орехи кедрового стланика.

Привозные продукты (мука, крупы, чай, сахар и др.) начали использоваться алюторцами, в конце XIX – начале XX в. В настоящее время эти продукты употребляются повсеместно.

Одежда. К концу XIX – началу XX в. основным материалом для изготовления одежды у алюторцев служили специально обработанные оленьи шкуры. Реже для пошива одежды использовались шкуры cобак и тюленей.

Меховая одежда алюторцев относится к глухому типу, распространенному у арктических народов. Она не имеет разреза спереди и надевается как рубаха или комбинезон. Одежда подразделялась на зимнюю и летнюю, повседневную и праздничную, нижнюю и верхнюю. Нижнюю одежду носили мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу.

 

Алюторцы в национальной одежде.

 

Зимняя мужская одежда включала двойную меховую рубаху (ямочгын) – кухлянку длиной до колен, двойные штаны, достигавшие щиколоток, коническую шапку-ушанку «малахай» и обувь из оленьих камусов, сшитых мехом наружу. Кухлянка обычно имела капюшон. Отправляясь в дорогу, поверх кухлянки надевали камлейку – широкую ровдужную рубаху, защищавшую меховую одежду от снега. Меховые рукавицы использовали главным образом пастухи.

Алюторец в национальной одежде, с Тымлат, 1970 / Архив Отдела Севера ИЭА РАН

 

Женская зимняя одежда включала двойной меховой комбинезон – керкер, поверх которого надевали широкую и длинную меховую рубаху, сшитую мехом внутрь и имевшую капюшон.

 

Корякская женская кухлянка алюторской группы (по В.И. Иохельсону).

 

Летняя одежда изготовлялась из оленьих шкур со стриженым мехом или из ровдуги – оленьей замши, а также из тюленьих и собачьих шкур. Мужчины носили рубахи и штаны из этих материалов, женщины – ровдужные комбинезоны.

Одежда была богато украшена меховой мозаикой, разноцветным бисером. Особенно отличалась обилием украшений праздничная одежда. Использовался геометрический, растительный, животный орнамент. Большое распространение имели браслеты, серьги, подвески и другие художественные изделия. Многие из них считались оберегами. Магические охранительные свойства приписывались татуировкам и прическам.

 

Орнамент на изделиях из твердых материалов. Источник: Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII–XX вв.). Л., 1989. (глава «Искусство коряков»).


Орнамент на изделиях из мягких материалов. Источник: Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII–XX вв.). Л., 1989. (глава «Искусство коряков»).

 

Особые отличия имела погребальная одежда с характерным орнаментом и белым или светло-серым цветом меха.

К началу XX в. в местах расселения коренных жителей Камчатки получила распространение привозная одежда и фабричные ткани, используемые населением (преимущественно оседлым) для ее шитья. Мужчины под меховой одеждой стали носить матерчатые рубахи. У женщин получили популярность платки и платья, сшитые по русскому образцу.

Жилище. Типы жилища у кочевого и оседлого населения различались. У кочевников как зимним, так и летним жилищем служила яранга – большая круглая палатка, имеющая каркасный остов из жердей, покрытых оленьими шкурами. В диаметре большая яранга достигала десяти, а в высоту – четырех метров. Крыша жилища имела куполообразную форму. Внутри яранги к ее стенкам прикреплялись спальные пологи из оленьих шкур, имеющие вид ящиков, перевернутых отверстиями вниз. Высота полога была около полутора метров, длина достигала четырех метров. Пространство под пологом устилалось оленьими шкурами. В каждой яранге размещалось от трех до пяти пологов. Максимальное число обитателей яранги в конце XIX – начале XX в. доходило до 25 человек. Стойбище кочевых алюторцев имело от двух до пяти яранг.

У оседлых алюторцев одним из распространенных типов жилища была восьмиугольная полуземлянка – лымгыян, или яяна. Такое жилище было углублено в землю до полутора метров, имело в длину около 15 м, в ширину – около 12 м, в высоту – 3-7 метров. Внутри помещения алюторцы сооружали пологи. Крышу делали из жердей и плах. К одной из стен полуземлянки пристраивали коридор, в крыше которого имелось дымовое отверстие, его открывали, когда в помещении разжигали костер. Через коридор в жилище входили в период промысла на морских животных – с мая по конец октября, зимой же для входа использовали дымовое отверстие и специально сооруженные для этого бревна с зарубками. В полуземлянке проживало три-пять семей (22–25 человек).

В конце XIX – начале XX века многие семьи оседлых алюторцев жили в бревенчатых избах, появившихся у них под влиянием русских.

Средства передвижения. И кочевые, и оседлые алюторцы передвигались главным образом на собачьих упряжках, на оленьих упряжках ездили только на короткие расстояния. При переездах на большие расстояния в собачью упряжку впрягали цугом от трех до семи пар собак. Для понукания и остановки собак использовали палку с длинным острием. Упряжное собаководство сохранялось на Камчатке вплоть до середины 1950-х годов.

У оседлых алюторцев были распространены различные виды водного транспорта: кожаные байдары, долбленые баты и каюки. На байдарах, для изготовления которых использовали лахтачьи шкуры, выходили в море, чтобы охотиться на морских животных. На долбленых батах, достигавших в длину 12 м, плавали по мелководным и каменистым рекам, используя вместо весел шесты для отталкивания от дна.

Зимой средством передвижения также служили лыжи – ступательные (ракетные) и скользящие. Ступательные лыжи использовали для передвижения по снегу и прокладывания пути для собачьей упряжки. На скользящих лыжах «тигыт», подклеенных оленьим камусом или нерпьчьей шкурой, передвигались по рыхлому снегу.

Традиционные виды транспорта вышли из широкого употребления в 1960-е –1970-е гг. С 1990 г. наблюдается тенденция возрождения упряжного собаководства и других архаичных транспортных средств.