Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Батьянова Елена Петровна

Алюторцы. Краткая историческая справка

Этногенез алюторцев, как и других коряков, восходит к древнекорякской археологической культуре, получившей свое развитие с середины I тыс. н. э. в северной части Охотского побережья. Главными формами хозяйственной деятельности древних коряков были морской зверобойный промысел и приморское собирательство. Они вели оседлый образ жизни с ограниченными контактами между поселениями, что привело их к обособлению в отдельные группы. В этот же период происходило дробление древнего корякского языка на диалекты.

Предположительно в XI–XVI вв. коряки позаимствовали у тунгусов еще одну форму хозяйствования – оленеводство. Первыми его освоили коряки, проживавшие в районе Пенжинской губы и на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающем к Чукотке. Ученые сделали такой вывод на основе близости диалектов оленных коряков и чукчей с пенжинскими и апукинскими береговыми коряками.

Алюторцы освоили оленеводство позднее. С.Н. Стебницкий заметил, что в начале XVIII в. о существовании оленеводства у алюторцев ничего не писали ни землепроходец и исследователь В.В. Атласов, ни этнограф С.П. Крашенинников с его весьма подробными сведениями как о «сидячих» (т. е. оседлых), так и об «оленных» коряках. Не упоминают об оленеводстве алюторцев и более поздние «скаски» и «доношения» «служилых людей». Наоборот, в «Секретном доношении Иркутской провинциальной канцелярии в Сенат от 3 мая 1750 г.» находим указание на то, что оленей у алюторцев нет: «...а Паренского и Олюторского отстрогов сидячие коряки ясак платят и впредь платить обещают, только де без аманатов, затем, что оной Паренской и Олюторкой остроги от Анадырска в немалой обширности обстоят, ибо во оные острожки из Анадырска, как вперед, так и обратно на добрых оленях в два месяца, а у тех иноземцев оленей и собак не имеетца и аманатов в Анадырск перевозить не на чем...» (Стебницкий, 1938). И только в XIX – начале XX в. 60–70 % хозяйств алюторцев разводят оленей.

Исторические документы и памятники фольклора и мифологии алюторцев свидетельствуют об их контактах с эскимосами, чукчами, юкагирами, эвенами. Есть мнения о том, что некоторое обособление алюторцев от других групп коряков происходило под влиянием эскимосов, с которыми алюторцы имели постоянные языковые и культурные контакты. Занятие алюторцев морским зверобойным промыслом также, по-видимому, связано с эскимосским влиянием. Как считал историк и этнограф И.С. Вдовин, коряки освоили культуру морского зверобойного промысла благодаря контактам с эскимосами, от которых к ним также перешли некоторые обряды и праздники, связанные с этим промыслом. Эскимосско-корякские контакты нашли отражение в топонимике и прикладном искусстве этих народов.

Фольклор алюторцев рассказывает об их военных столкновениях с чукчами и русскими. Такие конфликты действительно имели место. Стебницкий отмечал, что алюторцы – «самые воинственные из нымыланов». Но со временем взаимоотношения алюторцев с соседними народами приобрели добрососедский характер.