Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Батьянова Елена Петровна


Алюторцы. Общие сведения о народе

 

В документах   при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г. алюторцы идентифицировали себя по-разному: 3 человека – как «алюторцы», еще 3 человека– как «алутальу», 6 человек– как «олюторцы». Таким образом, всего 12 человек связали свою национальную (этническую) принадлежность с народом «алюторцы». Подавляющее большинство определили себя коряками. Всероссийская перепись населения 2010г. не упомянула в своих списках алюторцев даже в качестве субэтноса.  Перепись 2020–2021 годов зафиксировала 96 алюторцев («карагинцы», «намыланы», «нымыланы»), 88 из которых проживали в Камчатском крае.

На севере Корякского округа проживают алюторцы – этнокультурное подразделение коряков. Длительное время оно было самым крупным по численности. Алюторцы делились на оседлых и кочевых. Оседлые жили на восточном побережье Камчатского перешейка от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге. Были известны такие селения алюторцев восточного побережья, как Тымлат, Кичига, Анапка, Вывенка, Тиличики, Култушное, Олюторка, Хаилино, Ветвей. На западном побережье было отмечено только одно селение алюторцев – Рекинники. В 1950-е – 1980-е гг. в СССР в ходе кампании по упразднению «неперспективных» селений (гиперссылка: «неперспективными» считались поселки, в которых проживало менее тысячи человек) более половины из перечисленных поселков были ликвидированы. К настоящему времени сохранились поселения Тымлат (Карагинский район), Вывенка, Тиличики и Хаилино (Олюторский район). Кочевые алюторцы жили на восточном побережье, но при перекочевках часто переходили на западное.

Сведения об алюторцах встречаются в самых ранних известиях о Камчатке. Так, в «скаске» первооткрывателя Камчатки казака Владимира Алтасова, датированной 1701 г., есть такая запись: «А за теми коряками живут иноземцы люторцы, а язык и во всем подобие коряцкое, а юрты у них земляные, подобны остяцким юртам».

Лингвист и этнограф C.Н. Стебницкий обратил внимание на то, что С.П. Крашенинников в своем труде «Описание земли Камчатки» в одном ряду упоминает «коряков, олюторов и чукчей». В большинстве последующих этнографических работ алюторцы также рассматривались как локальная группа коряков.

Анализируя самоназвания алюторцев, С.Н. Стебницкий указывал: «Названия “алюторцы”, “алюторский диалект” происходят от нымыланского слова elutel’u (ед. ч. elutel’ən) – так называют алюторцев чавчувены. Сами себя алюторцы большею частью называют nьmьl’u – ‘жители’, ‘поселяне’, иногда же по названию своего поселка, например: wьwnal’o – вывенцы (жители поселка Wьwnak); tillьrral’u – теличенцы (жители села Теличики); alutal’o – алюторцы (жители села Alut – «Олюторское»). Кочевники-алюторцы называли себя nьmьl’а-ramku – ‘нымыланские кочевники’» (Стебницкий, 1938). Предлагаю для облегчения восприятия, если это не нарушит научную этику, снять во всех статьях ссылки подобного рода, я их выделила зеленым цветом

Перепись населения Российской империи 1897 г. учитывала алюторцев (олюторцев) не по селениям, а по «родам». Было зафиксировано пять «родов»: «Олюторский, Култусный, Телечинский, Вывнукский, Кичигинский», в четыре из которых входили как оседлые, так и кочевые жители. Названия «родов» были созвучны названиям селений.

Под наименованием «олюторцы» алюторцы упоминались начиная с XVII в. во всех официальных российских документах и работах российских этнографов. С.Н. Стебницкий считал это несправедливым и объяснял свое мнение таким образом: «...Исторические документы, а также Крашенинников в своем “Описании земли Камчатки”, всюду дают названия: “Олюторцы”, “Олюторский”. Также “Олюторским” официально называется один из четырех районов нынешнего Корякского национального округа, организованного в 1931 г. Однако мы даем рассматриваемой группе нымыланов (сюда гиперссылку: так называли береговых коряков – оседлых рыболовов и охотников на морского зверя) название “алюторцы” и диалект их называем “алюторским” – в соответствии с названием одного из алюторских поселков, а именно поселка Alut на побережье бухты Корфа. Современный поселок Alut во времена нымыланско-луораветланских (корякско-чукотских) и нымыланско-русских войн был одним из главных укрепленных мест алюторцев, о чем единогласно свидетельствуют как имеющиеся в нашем распоряжении исторические источники, так и предания алюторцев» (Стебницкий 1938).

До 1958 г. алюторский язык считался диалектом корякского языка. Однако советский лингвист П.Я. Скорик предложил выделить алюторский диалект в самостоятельный язык. В современном языкознании алюторский язык относится к чукотско-корякской ветви чукотско-камчатской семьи языков.

Еще в начале XX в. С.Н. Стебницкий, а также другие лингвисты-североведы отмечали особое место алюторского диалекта в языке коряков и самобытность культуры и быта алюторцев. Алюторский язык объединяет несколько сходных говоров разных селений. Весьма близки к алюторскому языку паланский и карагинский диалекты корякского языка.

При проведении Всероссийской переписи населения 2002 г. алюторцы идентифицировали себя по-разному: 3 человека – как «алюторцы», еще 3 человека – как «алутальу», 6 человек – как «олюторцы». Таким образом, всего 12 человек связали свою национальную (этническую) принадлежность с народом «алюторцы». Подавляющее большинство самоопределили себя коряками. Всероссийская перепись населения 2010 г. не упоминала в своих списках алюторцев даже в качестве субэтноса. В научной литературе распространено название «коряки-алюторцы».

Алюторским языком, по данным переписи 2002 г., владели 40 человек в России, в том числе 2 человека в Корякском автономном округе. По итогам переписи 2010 г. выявлено 25 носителей алюторского языка.


Коряки. Песня большого ворона | Редкие люди 🌏 Моя Планета