Вернуться

Данилова Е.Н.

научный сотрудник

Центра арктических исследований МАЭ РАН

Алеуты. Духовная культура

 

В мифологичной картине мира алеутов «восток» и «верх» являлись священными направлениями, связанными с создателем – Агугухом. На рассвете мужчины-алеуты выходили на крыши своих домов и становились лицом на восток, чтобы приветствовать день и «глотнуть свет». Алеуты не боялись воды и боготворили ее, считая источником жизни. Перед каждым важным делом они обязательно окунались в морскую воду. Мифология алеутов включала представление о пяти мирах.

Для традиционного мировоззрения алеутов характерен анимизм – вера в существование добрых и злых духов, управляющих природными явлениями и влияющих на жизнь человека. Алеуты почитали духов-хозяев земли, воды, различных животных, а также духов-предков и семейных духов-покровителей, чьи разнообразные изображения из камня, кости, дерева, птичьих шкурок передавались по наследству. Всем этим разнообразным духам делались подношения.

Была распространена охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах, ношении амулетов, охраняющих владельца и приносящих удачу в охоте.

Особое место в жизни алеутов занимал кит. Ребра и череп этого животного находят в древних погребениях. Иногда в алеутских могилах встречается череп умершего зверобоя, лежащий между двумя китовыми ребрами. По представлениям алеутов человек уходил в страну мертвых вместе со зверем, чтобы, родившись заново, вернуться на землю.

Важная роль в религиозных представлениях отводилась птице. Шкурки птиц считались воплощением семейных духов. Во время охотничьих обрядов вызывания зверя большую роль играли перья, кости и изображения птиц. Зачастую костяные фигурки птиц прикреплялись к лодкам и охотничьим шапкам.

Посредником между человеком и духами служил шаман, в чьи функции входило лечение людей, помощь в охоте. По представлениям алеутов, шаман при помощи духов мог влиять на погоду, создавать благоприятные условия для охоты. Как и у некоторых народов Сибири, шаманский костюм символизировал птицу.

Алеуты мумифицировали тела умерших: хирургическим путем внутренние органы удалялись, а полость наполнялась травой. Затем тело помещали в холодный поток воды, которая удаляла жир, оставляя кожу и мышцы. Мумию хоронили далеко от сырых мест в сидячем положении, обертывая ее несколькими слоями водонепроницаемых кож. Родовые погребения размещались в небольших углублениях среди скал или в пещерах. В погребения клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Знатных алеутов хоронили в гротах или подвешивали между двумя столбами в корзинах. Богатые захоронения часто сопровождались убийством рабов.

Вместе с умершим знатным человеком или шаманом клали деревянные погребальные маски. Одни алеутские маски, символизирующие духов шамана, фантастичны, другие представляли собой реальные изображения человеческих лиц.

В конце XVIII в. алеуты были обращены в православие и испытали сильное влияние русской культуры. Восприятию и сохранению православия способствовал перевод основных религиозных текстов на алеутский язык. Кроме того, большое значение имела терпимость российских чиновников к традиционной алеутской культуре, подготовка миссионеров из числа аборигенов.

В настоящее время алеуты являются православными христианами с некоторыми чертами более ранних религиозных представлений. Это вылилось в своеобразный синкретизм и появление «алеутской церкви», или «алеутской веры».

Среди традиционных календарных праздников алеутов главным был праздник зимнего солнцестояния. Он включал пляски, драматические представления охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачу подарков. Обряды-празднества, предшествовавшие охотничьему сезону, должны были обеспечить успех в будущей охоте и сопровождались пантомимой и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали особые головные уборы и деревянные маски, изображавшие соответствующих героев, духов-покровителей и будущих жертв – животных. Обрядовые головные уборы символизировали птицу. Для проведения праздников избирали распорядителей из числа уважаемых людей, которым все беспрекословно подчинялись. Вокруг игровой площадки рассаживались так, что женщины оказывались с одной стороны, а мужчины – с другой. На праздниках проводились состязания в пении и танцах.

Танцы воспроизводили сцены охоты или мифические сюжеты. Древние алеутские танцы продолжались 3-4 часа под аккомпанемент барабанов и бубнов и исполнялись тремя-пятью стариками, одетыми в костюмы из нерпичьих и котиковых шкур. Пляску всегда начинал мужчина – с запева и игры на бубне, женщины подхватывали. Сюжетами танцев были исторические события, нападение на неприятеля, заключение мира и празднование победы, а также сцены охоты на морских зверей и птиц. С XX в. в культуру командорских алеутов вошли танцы и песни русских поселенцев. При этом на о. Медном при меньшей этнической пестроте населения больше сохранилась самобытность и оригинальность танцев и песен (Лопуленко 2010: 131–133).

В настоящее время основными праздниками командорских алеутов считаются общекамчатский День рыбака (отмечается в начале июля) и День аборигена (отмечается в конце лета – начале осени, по завершении промыслового сезона).

 

Праздник в селе Никольское. Фото И. А. Головнева

 

С 22 декабря 2006 г. отмечают День промысловика. Основная часть праздника посвящена алеутской (островной) кухне. Готовятся и подаются блюда из мяса котика, пироги из рыбы, местных ягод и грибов (Картавцев 2020: 116).