Вернуться

Данилова Е.Н.

научный сотрудник

Центра арктических исследований МАЭ РАН

Алеуты. Краткая историческая справка

 

Согласно археологическим данным, протоалеутская культура берет свое начало в обширной области однородных культур в южных районах Охотского побережья, Приморья и на прилегающих архипелагах (Алексеев 2008: 98). Культура командорских алеутов включает три исходных элемента:

1) древнюю культуру жителей Алеутских островов и Аляски в том виде, в каком застали ее русские путешественники и промышленники середины – второй половины XVIII в.;

2) так называемую креольскую культуру Русской Америки;

3) русскую старожильческую культуру Камчатки и Дальнего Востока.

Именно благодаря взаимодействию этих трех компонентов к концу XIX в. сформировался уникальный культурный облик алеутов (Членов, Крупник 1987: 160–163).

Первые контакты русских с алеутами начались в период освоения русскими Алеутских островов. Чаще всего они имели характер «разбойничьих набегов». Алеутов захватывали и вывозили на соседние острова, где заставляли охотиться на пушных животных. Несмотря на сопротивление, алеуты почти на столетие попали под российское правление и стали основной рабочей силой на промыслах. За добытую пушнину они получали символическую плату, например, в виде бус или бисера, а для привлечения на свою сторону алеутских вождей русская администрация выдавала лояльным туземцам подарки. Нередко алеутов привозили на Камчатку, крестили и обучали русскому языку, пытаясь сделать из них проводников русской политики на островах (Лопуленко 2010: 104). Официальный статус алеутов приближался к статусу других инородцев Российской империи – они платили в казну ясак, а с 1821 г. были признаны равноправными российскими подданными (Агранат 2002).

История командорских алеутов начинается в 1825 г., когда на остров Беринга было переселено 17 алеутских семей в связи с освоением Российско-Американской компанией (РАК) новых промысловых территорий. До 1867 г., пока РАК формально не прекратила свою деятельность, все алеуты обязаны были работать на промыслах и заготовке продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды (Лопуленко 2010). В этот период переселенцы-алеуты широко использовали традиционные навыки, приобретенные на своей прародине (Гурвич 1970: 123).

После прекращения деятельности РАК на Командоры хлынули русские и американские предприниматели, купцы, авантюристы. Под влиянием пришлого населения внедрялись новые элементы культуры. В течение 20 лет (1871–1891 гг.) Командорские острова находились в концессии у американской компании «Гутчинсон, Кооль и К°» гиперссылка: то есть были сданы Российской империей в аренду.

С начала 1870-х гг. переселения на острова прекратились, и численность населения стала уменьшаться. В годы революции и Гражданской войны на Дальнем Востоке снабжение островов продуктами и бытовыми товарами прервалось, постоянная смена белогвардейских правительств сопровождалась грабежом пушнины (Ляпунова 1989: 57). В 1923 г., после ликвидации иностранной интервенции на Дальнем Востоке, на Командорах установилась советская власть (Лопуленко 2010). В 1923–1991 гг. проводилась политика унификации и советизации, и население островов практически полностью перешло на русский язык, а к концу 1960-х гг. оно было сселено в один населенный пункт – село Никольское. В настоящее время в жизни обитателей Командорских островов наблюдается осознанное стремление к возрождению этнической культуры, бытовавшей в XVIII–XIX вв. (Картавцев 2020).