Вернуться

Проблемы этнополитики в регионах российского Крайнего Севера: потенциальные вызовы и решения.



Экспертно-аналитический доклад.


Магомедов А.К., доктор политических наук, эксперт проектного офиса по разработке Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры. Российский государственный гуманитарный университет.


Вопросы экспертно-аналитического доклада:

 
  1. Проблемы КМНС в зеркале глобальных и международных публичных дискуссий: русофобские ракурсы.

  2. «Ямальский парадокс» как опровержение мифа о «трагедии российского Севера».

  3. Мир газа и мир ненцев: старые и новые грани взаимодействия.

  4. Образовательная альтернатива для КМНС как вариант системного решения социально-гуманитарных проблем в российской Арктике .

 

1. РОССИЯ И АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ В КОНТЕКСТЕ АБОРИГЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ .

 

В мае 2021г. России стала председателем такой влиятельной межправительственной организации, как Арктический Совет, куда входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. Такие вопросы, как права, положение, проблемы сохранения и развития языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, экологическая обстановка и состояние среды обитания полярных аборигенов привлекают повышенное внимание различных государств, международных институтов и неправительственных организаций, которые зачастую используют данную проблематику в своих политических и геополитических целях.

 

Презентации к тексту статьи:

 
  1. Ключевые вызовы, узлы и тренды развития коренных малочисленных народов Севера

  2. Социально-демографические процессы среди коренных малочисленных народов российской Арктики: проблемы и решения

  3. Коренные малочисленные народы российского Севера: между социально-демографическими изменениями, техническим прогрессом и новой социально-образовательной перспективой
 



 

2. ПОЛИТИЗАЦИЯ ТЕМЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА В ЗАРУБЕЖНЫХ КИНО-И МЕДИАФОРУМАХ.

 

Тема обладает большой публично-политической притягательностью. Так, в июне 2020 г. документальный фильм итало-французского режиссера Серджио Гиззарди с говорящим названием «Ненцы против газа» (“NenetsVs Gaz”) получил высшую награду на 30-м фестивале документальных фильмов во французском городе Ля Рошель в номинации «За социальный и гуманитарный вклад». Вердикт жюри был предельно политизированным: «Картина представлена как «проект, выражающий взгляд на современную Россию и на сопротивление коренных сибирских ненцев против энергетического лобби, которое хочет захватить их богатые газом земли». .

 

3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «НЕНЦЫ ПРОТИВ ГАЗА»: ДЕМОНСТРАЦИЯ РУСОФОБСКОГО РАКУРСА.

 
«Ненцы VS Газ». Базовый сценарий этноконфликта в российской Арктике



 

4. ПРОБЛЕМЫ КМНС В ЗЕРКАЛЕ НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМОВ: СВЕЖИЕ ПОЛИТИЗИРОВАННЫЕ ТРАКТОВКИ.

 

В дальнейшем политизация проблем российского Севера была продолжена. В 2019г. году на 60-м Краковском кинофестивале был представлен фильм «Понять чукчей» польского режиссера Анджея Цуске (Demski M. Zrozumiec Czukcza. “Wieloryb z Lorino”, rez. Maciej Cuske// Przekroj. Polska. 2020.29.05) . В 2022г. на Венецианском биеннале целый павильон будет посвящен другому северному народу – саамам, проживающему на территории России, Финляндии, Норвегии. Все фильмы и акции выполнены в весьма алармистских красках. Российский Север рисуется как зона беспросветного пессимизма и тягостного реализма, где у коренных народов отбирают землю, а их самих лишают традиций и культуры. Так ли это на самом деле? Неужели гуманитарная ситуация в Арктике столь драматична и непроходима?

 

5. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ НА РОССИЙСКОМ КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ КАК ОБЪЕКТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

 

В отдельных случаях имеют место непредвиденные конфликтные ситуации между добывающими корпорациями и коренным населением. Эти ситуации описаны российскими исследователями на примере регионов Западной Сибири и Кузбасса. (Поддубиков В.В., Арцемович С.А., Функ Д.А. «Ресурсное проклятие» с антрацитовым отблеском: коренные народы и добывающие компании Кузбасса в ситуации конфликта// Сибирские исторические исследования. 2018. No 2. С. 142-164).

 

Однако События в ямальской тундре 2013-2016гг. и 2018г. породили новое и интересное явление в жизни коренных народов российской Арктики - массовую протестную группу "Голос тундры" , сформированную по сетевому принципу. Вопросы, поднимаемые "Голосом тундры", вызвали широкий общественный резонанс в арктических регионах России с момента появления группы в 2016г. Главной отличительной особенностью этого движения стало то, что протестная коммуникация его сторонников осуществляется через социальную сеть "ВКонтакте". Другой особенностью является тот факт, что протест возглавил не образованный городской активист, а 28-летний житель поселка по имени Ейко Сэротэтто, связанный с тундровым оленеводством. Перед нами необычный пример сельской протестной группы, которая использует социальные сети для публичной коммуникации и протестной самоорганизации.

 

В основе деятельности данного протестного проекта лежала политизация ресурсных, аборигенных и экологических проблем. «Голос тундры» подчеркивал разрушительные последствия в отношении коренных сообществ со стороны работающих в Арктике нефтегазовых корпораций. Показательным в этом отношении можно признать обращение на имя президента РФ В. Путина под названием «Сохранить дом ненцев» с просьбой защитить среду обитания коренных народов .

 

Какие перемены в сообществах коренных народов Крайнего Севера скрываются за этим фактами и явлениями?

 

Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы провели четыре полевых исследования в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) в сентябре 2017г., октябре-ноябре 2018г., мае 2019г., а также ноябре-декабре 2019г. Как результат, в основу данного доклада легли главным образом материалы качественных исследований, полученные из "первых рук": интервью и фокус-группы с лидерами коренных народов, с рядовыми оленеводами из тундры Ямальского и Приуральского районов ЯНАО, а также с региональными экспертами и управленцами. Количественное распределение респондентов по отдельным группам следующее: 34 глубинных интервью с лидерами и активистами коренных народов, а также 10 глубинных интервью с местными экспертами, журналистами и сотрудниками администрации ЯНАО; 15 фокус-групп с различными коллективами. Фокус-группы распределены по следующим категориям: 5 фокус-групп с представителями городских аборигенов (в тексте обозначены как "материалы фокус-группы - 1"), 5 фокус-групп с лидерами и членами организаций коренных народов ("материалы фокус-группы - 2"); 5 фокус-групп с тундровыми оленеводами ("материалы фокус-группы - 3"). Фокус-группы с тундровыми оленеводами были организованы в результате 4-х дневной поездки к родовым угодьям ненецких кочевников, расположенных за 200 км от столицы округа - города Салехарда (в факториях "Пунг-Ю", "96 км железной дороги Обская-Бованенково", "Степино" и "Паюта"). Отбор респондентов осуществлялся методом территориальной (локальной) выборки с квотированием по полу и возрасту. Ее репрезентативность обеспечивалась соблюдением половозрастной и образовательной структуры коренного населения региона. Также используется окружная статистика, законодательные акты ЯНАО в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС), региональные СМИ.

 

6. «ЯМАЛЬСКИЙ ПАРАДОКС КАК ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА О «ТРАГЕДИИ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА». ОДНА СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ.

 

В центре нашего доклада – казус Ямало-Ненецкого автономного округа. Почему этот полярный регион оказался в фокусе нашего исследования? ЯНАО является одним из самых благополучных и стремительно развивающихся территорий российской Арктики. Что касается коренного населения, то и здесь Ямал демонстрирует подлинную уникальность. Округ отличается тем, что это один из немногих регионов Крайнего Севера России, где наблюдается демографический рост среди коренных жителей, главным образом ненцев. Последние не только сохранили кочевой образ жизни, но увеличили в два раза поголовье оленей за постсоветские десятилетия. Российское государство материально-технически оснащает кочевников (от бензопил и дров до генераторов и брезента, от керосиновых ламп до спутниковых телефонов и санитарной авиации). Как отмечали респонденты, многие тундровые оленеводы, получившие квартиры в городах и посёлках, не могут найти там работу. По этой причине немалая часть из них имеет либо собственное поголовье, либо живет за счёт частного оленеводства своих родственников, которые остались в тундре. В результате указанных процессов в период с 2003 по 2021гг. количество частных хозяйств оленеводов в регионе увеличилось почти вдвое (с 2669 до 4749), а численность кочующего населения выросла с 13,3 тыс. человек до 16,3 тыс.

 

Табл 1. Рост численности кочующего населения и количество частных оленеводческих хозяйств ЯНАО .

  

Годы Численность кочующего населения Количество частных хозяйств оленеводов
01.01.2003г. 13,3 тыс. человек 2669
01.01.2008г. 14,4 тыс. человек  3008
01.01.2011г.  14,8 тыс. человек 3166
01.01.2021г. 16,3 тыс. человек 4749

 
Рост численности кочующего населения говорит о том, что традиционный кочевой образ жизни народа, связанный с оленеводством, становится актуальным и привлекательным. Данные факты свидетельствует о том, что появление слишком больших оленьих стад объясняется экономической заинтересованностью кочевников-ненцев. В итоге, по поголовью северных оленей округ занимает ведущее положение не только в России, но и в мире. В 2013 – 2018гг. количество оленей в ЯНАО достигало рекордной цифры: 704 тыс. особей в 2013г. и 730 тыс. голов в 2018г. (43% от общей численности оленей в России). Для сравнения: в советское время количество оленей регулировалось властями через колхозы и их численность обычно составляла 300-400 тыс. Приведенные факты опровергают утверждения зарубежных наблюдателей. Если налицо демографический подъем среди ненцев, если растет численность оленеводов и поголовье оленей, если идет возрождение национальной культуры и семейных традиций, то как можно говорить о деградации северных аборигенов России?

 

7. ДРУГАЯ СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ: ДАВЛЕНИЕ НА СРЕДУ ОБИТАНИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ. АБОРИГЕННЫЕ СООБЩЕСТВА ЯМАЛА ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

 

Для того, чтобы лучше понять логику излагаемых событий, необходимо отметить текущее своеобразие региона: ЯНАО представляет собой отдельную версию российской топливной экономики и сырьевого капитализма. В отличие от таких территорий, как, например, Кузбасс, Якутия, ХМАО и др., это совсем молодой ареал сырьевого освоения с таким многообещающим сектором экономики, как газодобыча и производство сжиженного природного газа (СПГ). По этой причине округ стал флагманом российского газового развития, перетерпев за последние десять лет невероятно стремительную трансформацию по сравнению с другими полярными территориями. Одним из следствий подобной трансформации можно назвать то, что регион стал олицетворением острых социальных противоречий по линии взаимоотношений «коренные сообщества – нефтегазовые компании/ государство».

 

Здесь мы отметим два ключевых внешних фактора, которые определили двойное давление на локальную экосистему и образ жизни коренных народов всего Крайнего Севера РФ: промышленное и климатическое.

 

Суть промышленного воздействия заключается в том, что, например, тот же Ямало-Ненецкий автономный округ за короткий срок превратился в новую нефтегазовую провинцию России. Регион оказался в центре масштабных газовых и транспортных проектов: начиная от таких объектов, как "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ" с их быстрорастущей инфраструктурой до транспортного мегапроекта "Северный морской путь" (СМП). В последние годы территория округа сильно изменилась за счет промышленно-транспортной инфраструктуры.

 

Это привело не только к изменению первоначального природного ландшафта, но и к тому, что из сферы традиционного природопользования и оленеводства изымаются немалые площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Однако кроме отвода земель под месторождения и вахтовые посёлки, данный процесс сопровождается строительством железных и автомобильных дорог, что также ведет к загрязнению и деградации тундровых пространств. Данные процессы, как будет показано, привели к возникновению новой проблемы на Ямале: нехватке земли и обострению соперничества за этот ценный ресурс.

 

Суть климатического давления состоит в заметных природных изменениях, оказывающих отрицательное воздействие на экосистему Арктики. Ученые из лаборатории «БиоГеоКлим» Томского государственного университета, работавшие в ЯНАО, отметили два эффекта, вызванные глобальным потеплением: явный тренд к «позеленению» Арктики и ощутимое изменение биоразнообразия в регионе. Изменение климата в сочетании с сокращением пастбищ и чрезмерно возросшим поголовьем оленей начало оказывать серьёзное влияние на жизнь коренного населения Арктики. Если вкратце перечислить социально-экологические последствия, вызванные, помимо всего прочего, климатическими изменениями, то картина окажется достаточно драматичной. Так, зимой 2013-2014гг. случился сильный гололед, который повлек за собой массовый падеж оленей (погибло примерно 90 тыс. голов). Летом 2016г. рекордная жара в округе в сочетании с избыточным количеством поголовья оленей привели к эпидемии сибирской язвы. Весной 2018г. из-за погодных условий (поздняя и холодная весна в сочетании с гололедом) и нехватки пастбищ случился новый падеж животных.

 

Таким образом, масштабы внешнего воздействия на коренные народы Севера, на их организации, их образ жизни и среду обитания оказались весьма ощутимыми.

 

8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ОСОБЫХ ПРАВ КМНС: ОБЩЕРОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (пример ЯНАО).

 

Проблемам КМНС уделяется много внимания со стороны российских федеральных и региональных властей. С 1999г. в РФ принято три основных закона, в которых рассматриваются «особые» права автохтонных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речь идет о Федеральном законе No 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999г., ставший ключевым документом, в котором прописаны правовые основы статуса КМНС. Два других закона: «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000г.) и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001г.) подтвердили факт официального признания со стороны российского государства особого правового статуса КМНС.

 
Семья ненецких оленеводов-кочевников в ямальской тундре (фото автора).



 

Что касается регионального уровня, то в ЯНАО принят целый корпус документов, касающихся решения неотложных проблем КМНС в контексте социально-экономической трансформации округа. Среди них в качестве наиболее актуальных отметим специальное постановление регионального парламента (О концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов..., 2009), а также знаменитую «Народную программу коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением губернатора ЯНАО от 28 декабря 2017г. No 132-ПГ.

 

Однако, как выясняется, принятие особых законов, посвященных защите интересов КМНС, не решает насущных вопросов жизни аборигенов Арктики. Тем более что, как отметил видный российский специалист по аборигенному праву В.А. Кряжков, современное состояние законодательства о коренных народах «характеризуется правовой стагнацией и откатом от прежних позиций» (Кряжков В.А. Законодательство о коренных малочисленных народах Севера: современное состояние и пути совершенствования/ Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Под общей ред. В. А. Штырова. Изд-е второе, переработанное и дополненное. М.: Изд-е Совета Федерации, 2013 С. 48-580). Если отойти от сугубо правовой стороны проблемы и посмотреть на ситуацию с позиций реальных взаимоотношений между добывающими компаниями и коренными народами, то обстановка выглядит достаточно драматично, о чем говорят исследования российских ученых, работающих в регионах. Несмотря на развитую законодательную базу, сформированную для решения проблем КМНС, исследователи не наблюдают сколько-нибудь значительного уменьшения числа конфликтных ситуаций между сообществами аборигенов и добывающими компаниями. Как отмечают В.В. Поддубиков, С.А. Арцемович и Д.А. Функ, «такие конфликты возникают практически в каждом случае, связанном с началом разработки месторождений полезных ископаемых на землях коренных народов. Различными могут быть лишь уровень резонанса конфликтной риторики, степень ее политизированности да конфигурация субъектов конфликта» (Поддубиков В.В., Арцемович С.А., Функ Д.А. «Ресурсное проклятие» с антрацитовым отблеском: коренные народы и добывающие компании Кузбасса в ситуации конфликта// Сибирские исторические исследования. 2018. No 2. С. 142-164).

 
Кочевники – ненцы в тундре Северного Урала ЯНАО (фото автора).



 

9. МИР РОССИЙСКОГО ГАЗА И МИР КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОГО КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

 
Сценарий и масштабы современного промышленного освоения полуострова Ямал



 

С 2015г. в ямальской тундре стало развиваться активное взаимодействие двух миров: мира растущего ТЭК и мира развивающихся аборигенных сообществ Севера. Ненцы - самый многочисленный из коренных народов российского Севера. Территория его проживания – от тундр Нарьян-Мара до Таймыра. Вдоль этих земель проходит Северный морской путь, здесь выход к богатейшим месторождениям углеводородов. Три полуострова: Ямал, Гыдан и Таймыр, а также шельф Карского моря являются ареалом развития нового и перспективного индустриально-экономического района страны.

 
Районы нефтегазового и транспортного освоения Ямала и маршруты оленьих кочевий аборигенных народов



 

Этот рисунок показывает, насколько плотно пересекаются между собой районы нефтегазового и транспортного освоения региона с маршрутами оленьих кочевий аборигенных народов округа.

 

ПРОБЛЕМЫ КМНС ГЛАЗАМИ ЛИДЕРОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

 

Предпосылки появления протестных настроений, включая сетевую группу «Голос тундры», а также драматизм и конфликтный потенциал описываемой ситуации указал в своем интервью видный ямальский политик, бывший спикер парламента ЯНАО, а ныне – президент Совета ассоциации «Оленеводы мира» Сергей Харючи: «Перемены происходят стремительные. Растет ТЭК невероятными темпами. У нас идет вторая волна освоения арктических территорий. Руководители ТЭК не очень-то заинтересованы в решении проблем коренных народов. Понятно, вслух об этом не заявляется, но мы видим по их действиям. Это касается нарушения природоохранного законодательства, вопросов отторжения оленьих пастбищ, рыбных мест, загрязнения водоемов. Первыми это замечает коренное население, занятое традиционным хозяйством. По закону и по договоренностям, руководители ТЭК должны согласовывать свои действия с аборигенами. Но зачастую они начинают реагировать, когда уже все пробурено и загрязнено. Наша слабость заключается в малочисленности нашего народа, в отсутствии юристов среди ненцев и в целом слабой правовой культуре коренного населения».

 

Если вернуться к «ямальскому парадоксу», то местные эксперты и активисты из числа КМНС по-разному объясняют причины того, почему тундровые ненцы предпочитают вести традиционный образ жизни вместо того, чтобы стремиться к благам цивилизации. Самое экзотическое объяснение – психологическое – дал ветеран коллективного оленеводства Ямала Михаил Окотэтто: «Наше ненецкое общество отстало психологически. Народ предпочитает оставаться в привычных ориентирах: лес, тундра, природа, кочевья... Ненцы уходят обратно в тундру, а не наоборот. Даже люди с образованием возвращаются обратно в тундру. Для ненцев важна воля, свобода, а это может дать только тундра. Это приводит к локальной замкнутости. Нам нужно больше учёных, юристов, в целом больше образованных людей, нужно больше коренных людей продвигать в нефтегазовый сектор, но мы зациклились на тундре, мы одержимы тундрой". (Материалы фокус-группы - 1. Салехард, 23. 10. 2018).

 

Однако, как отмечали местные специалисты, ситуация в тундре не так однозначна, поскольку среди кочевников-ненцев присутствуют разные настроения. При этом все согласны с тем, что тундра в первую очередь требует от оленеводов предельного и повседневного прагматизма, без которого на Севере просто не выжить.

 

Реальные причины "одержимостью тундрой" вполне прозаичны и не всегда связаны с кочевой романтикой. Объясняются они главным образом тем, что нет гарантий трудоустройства и занятости для коренной молодёжи (этот фактор будет отмечен дальнейшем анализе как одна из проблем, которая беспокоит коренные сообщества). Лучше всех эту ситуацию обрисовал Сергей Харючи: «Главная проблема для молодежи коренных народов – отсутствие работы. Протестные искры разгораются от безработицы. И чем дальше, тем острее это будет. Почему увеличивается оленье поголовье? Потому что увеличивается количество кочующих хозяйств. А почему увеличивается количество последних? Потому что молодые ребята и девчата, даже закончившие техникум или вуз, не находят себе применения. Результат – уходят в тундру. Хотя бы до лучших времен. Еще момент. Жизнь кочевника всегда связана с экстремальными природными катаклизмами: обледенение, сибирская язва и т.д. Сегодня у тебя, например, 600 голов оленей, а завтра твое стадо может лежать мертвым от голода или болезней. Это огромные риски и для оленеводов, и для природы. Поэтому, пока мы не обратом внимание на проблему занятости, ничего не решим. Это проблема социальной политики. Тундра отражает эти проблемы как зеркало». Что интересно, С. Харючи на конкретном примере объяснил, что публичная протестная активность Ейко Сэротэтто началась после того, как чиновники Ямальского района отказали молодому человеку в трудоустройстве. (Интервью с Харючи С. Н. Салехард, 13. 11. 2019.

 

Пути решения данных проблем видятся по-разному различными специалистами и политиками. Это тема отдельного обсуждения, а пока отметим, что не столько кочевая романтика толкает ненецкую молодежь в тундру, сколько безработица и социально-профессиональная неустроенность.

 

ОТВЕТ КМНС НА ВЫЗОВЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ПЕРЕСМОТР И ПЕРЕОЦЕНКА АБОРИГЕННЫХ ПРОБЛЕМ СО СТОРОНЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

 

Стремительные перемены в регионах российского Крайнего Севера, в первую очередь в ЯНАО, связанные с ускоренными темпами освоения арктических территорий, с одной стороны, и демографическим ростом среди ненцев, с другой, привели к тому, что в тундре столкнулись интересы набирающего силу ТЭК и растущих сообществ коренных народов. Причиной непреднамеренной конфликтной ситуации стал земельно-ресурсный вопрос. Он был связан с отчуждением и промышленным освоением тундровых земель, которые аборигены использовали в качестве пастбищ на протяжении долгого времени. Местные респонденты отметили, что «ТЭК забирает много земли» и обозначили масштабы промышленного освоения региона в следующих оценках: «Например, зона Бованенковского газового месторождения отошла полностью к «Газпрому», это 11 млн. га тундры, зона Новопортовского и Харасавэйского месторождений тоже забрал «Газпром». Зона порта Сабетта отошла к «Новотэк» для строительства завода СПГ-1. Это что касается Ямальского полуострова. Если говорить о Гыданском полуострове, то аналогичным образом земельные площади также отошли к «Новотэк» для строительства заводов «СПГ-2» и «СПГ-3». Водная площадь также изымается газовиками» (Интервью с Морозовым Ю.А., журналистом газеты «Полярный круг». Салехард, 14.11. 2019; Интервью с Романовским О.Э., начальником отдела координации научных исследований департамента внешних связей администрации ЯНАО. Салехард, 14.11. 2019).

 

Данная коллизия следующим образом оценивалась респондентами на фокус-групповой дискуссии: «На Ямале очень остро стоит проблема с землей. Если взглянуть на карту Ямальского района нашего округа, то можно обнаружить немало земельных участков, которые отошли к нефтегазовым компаниям. Теперь туда ненцам нельзя заходить. Но давным-давно эти земли являлись родовыми пастбищами оленеводов. Нам незнакома эта «кухня»: как тундровые участки отходят к предприятиям ТЭК – то ли через аукцион, то ли по конкурсу. Проблема не в том, что оленеводы разводят большое количество оленей в тундре. Проблема в том, что земли становится все меньше для использования. Но где эта земля? Вот в чем проблема» (Материал фокус-группы - 1. Салехард, 29. 10. 2018, Салехард, 01.12. 2019).

 

Мы не исследуем юридический аспект потенциального конфликта между предприятиями ТЭК и оленеводами. Можем только отметить, что на сегодняшний день не существует правового закрепления за представителями КМНС тех земель, которые когда-то считались родовыми пастбищами. В правовом отношении земля является государственной, а отчуждение тундровых земель под промышленные нужды происходит по конкурсу через процедуру аукционов, что является обоснованным с юридической точки зрения. Однако именно в этом месте КМНС чувствуют себя бессильными перед аукционной «машиной» и практиками российского сырьевого капитализма.

 

Исследования российских этнологов и социологов позволяют говорить о том, что широко распространенные представления промышленников о «ничейной» земле порождают недовольство кочевников-ненцев. [Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение. Под ред. В.А. Тишкова. М., СПб: Нестор-История, 2016. С. 19]. По словам приуральских и ямальских оленеводов, а также региональных управленцев и экспертов, самая большая проблема, с которой они столкнутся в ближайшем будущем, - нехватка пастбищ, которые отторгаются под промышленные нужды (Материалы фокус-группы - 3. Салехард, 26. 10. 2018; Интервью с Тимуром Акчуриным, исполнительным директором "Союза оленеводов Ямала". Салехард, 24.10.2018г.; Интервью с Юлией Наковой, ответственным редактором телевидения дирекции программ народов Севера ГУ «ОГТРК Ямал-регион». Салехард, 12.11.2019г.; Интервью с Геннадием Кельчиным, главным редактором хантыйской газеты «Лух авт». Салехард, 11.11. 2019г.).

 

Результатом описываемых изменений стала кардинальная переоценка со стороны коренных народов основных проблем, стоящих перед ними. Социолог Ольга Мурашко в 2010г. провела социологическое исследование о том, что беспокоит кочевников Ямальского района. Исследование выявило следующие проблемы, стоящие перед ненецкими оленеводами:

 
  1. алкоголизм;

  2. межэтнические конфликты, связанные с произвольным и вызывающим поведением работников нефтегазовых компаний;

  3. коренным народам трудно получить среднее и высшее образование, особенно в инженерной сфере, а также специализированную техническую подготовку, несмотря на обещания решить этот вопрос;

  4. проблемы с транспортной доступностью отдаленных территорий и земель традиционного пользования, частое нарушение маршрутов оленьих миграций из-за появления новых посёлков, дорог и трубопроводов;

  5. осквернение и разрушение могильников и священных мест аборигенов работниками нефтегазовых предприятий;

  6. обострилось чувство беззащитности и изоляции аборигенов на фоне уменьшения количества инстанций, куда коренные народы могли бы обращаться с жалобами.



    Наши исследования в ЯНАО в 2017-2019гг. показали кардинальное изменение восприятия и осмысления проблем, стоящих перед коренными народами. Результаты были получены через ответы ненцев на вопрос: " Чем отличаются проблемы коренных народов сегодня от тех проблем, которые стояли перед ними 10-15 лет назад ?" Выяснилось, что основные проблемы, которые тревожат коренные народы, сегодня представлены совсем другими пунктами:

  7. недостаток тундровых пастбищ для растущего поголовья оленей. Отчуждение земель в пользу предприятий ТЭК;

  8. народу нужны эффективные лидеры, которые могут защищать интересы коренных аборигенов. У народа должен быть собственный голос;

  9. молодежь коренных народов страдает от безработицы и проблем с трудоустройством. Она вынуждена идти в тундру и заниматься оленеводством, что приводит к увеличению оленьего стада и нагрузке на тундру;

  10. нехватка женщин в тундре, создающая «проблему невест»;

  11. проблема сохранения языков и культуры коренных народов;

  12. проблемы, связанные с необходимостью доказывать принадлежности к коренным народам

  13. неразвитость транспортной инфраструктуры для отдаленных территорий.



    Мы видим абсолютно новые проблемы, вставшие перед коренными народами ЯНАО за последние годы: дефицит земли и кризис лидерства («у народа должен быть собственный голос»). Полученные ответы отражают новые реалии жизни аборигенных сообществ: 1) произошла трансформация как условий жизни, так и сознания ненцев; 2) коренные народы оказались без реальных лидеров и институтов, которые занимались бы разрешением конфликтов и защитой их прав. Последний аспект является решающим в современных условиях. В интервью многие респонденты из числа ненцев говорили, что существующие официальные организации КМНС и их руководители недостаточно активно защищают права и интересы аборигенов. Данная ситуация отражена в ответах, которые дали тундровые ненцы на вопрос: "На кого Вы больше всего рассчитываете в решении своих проблем в экстремальных условиях?" Ответы оказались следующими: 1) 70% опрошенных склонны полагаться только на свои силы, а также на поддержку родственников и друзей; 2) 17% респондентов, помимо этого, могут надеяться на помощь организаций, представляющих интересы коренных народов; 3) при этом только 13% опрошенных рассчитывают на федеральные, региональные и местные органы власти.

 
Уровень доверия кочевых оленеводов ЯНАО к государственным институтам и официальным организациям КМНС, %



 

Наша оценка за небольшой разницей в нюансах совпадает с результатами социологического исследования, проведенного в 2019г. региональным «Центром изучения Арктики». На вопрос «От кого Вы ждете помощи?» оленеводы Ямала ответили: «Рассчитываем на себя, родню, друзей. Меньше на власть и совсем мало на общественные организации коренных народов» (Интервью с К.Г. Филантом, ведущим научным сотрудником государственного казенного учреждения ЯНАО «Центр изучения Арктики», бывшим первым замом руководителя администрации губернатора ЯНАО. Салехард, 13. 11. 2019). Здесь необходимо сделать важную оговорку. Проблема с лидерами существует у всех народов и во многих общественных организациях.

 

В качестве ключевой темы, вызывающей наибольшее беспокойство тундровых оленеводов, можно назвать планы региональных властей по сокращению поголовья оленей. Эти планы обсуждались в округе многократно, всякий раз вызывая растущее беспокойство в аборигенной среде. Оленеводы-частники не желают сокращать поголовье своих оленей. Главная причина - неуверенность в помощи со стороны государства в чрезвычайных ситуациях: стихийных бедствиях, эпидемиях и т.д.

 

Позицию окружных администраторов понять можно. Тундра одна и ее емкость ограничена. Как уже отмечалось, она подвергается возрастающему давлению как со стороны оленьего поголовья, так и со стороны промышленной инфраструктуры. Однако у властей не было ясного понимания того, что делать с оленеводом-частником и с оленеводством в целом. Заявление бывшего губернатора ЯНАО Д. Кобылкина, сделанное в сентябре 2016г. по горячим следам эпидемии сибирской язвы, о необходимости сократить поголовье оленей в 2-3 раза, вызвало конфликт даже внутри региональной элиты. Местные эксперты так оценивали ситуацию: «Ясно было не только то, что частник оленей не отдаст, так как это его хлеб. Ясной была непродуманность такого предложения, поскольку никто не сказал, куда мы денем 200-300 тыс. забитых оленьих туш, если 700 тыс. оленей округа сократим в 2-3 раза? Поняв свою оплошность, губернатор дал назад. Конфликт был исчерпан, но проблема осталась».

 

10. ИТОГИ ДОКЛАДА: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

 




Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

 
  1. 1. В первую очередь вернемся к проблеме, с которой начали. Что будет дальше с формулой «Ненцы против газа», придуманной и чрезмерно политизированной в фильме режиссера Серджио Гиззарди? Думается, у этой проблемы нет локального решения в рамках привычных координат «олени - тундра – сокращение поголовья» и т. д. Для того, чтобы опровергнуть или стереть этот разделяющий знак «против», нам нужна новая образовательная Стратегия, учитывающая весь комплекс системных проблем и которая поможет преодолеть нынешнюю кризисную ситуацию. Вот тогда можно будет поменять знак «против» на знаки «+» или «=». И не для членов и наблюдателей Арктического Совета. А для себя, для своей страны и всех народов, населяющих Россию.

  2. 2. Анализируемые события можно рассматривать как непреднамеренный результат ускоренного развития российской Арктики. Протестный проект «Голос тундры», возникший на Ямале, также как и другие протестные настроения среди представителей КМНС, описанных российскими исследователями, обозначили накопившиеся проблемы, которые не находили адекватного разрешения в течении долгого времени. В первую очередь это ресурсно-земельные проблемы, безработица среди коренной молодежи при демографическом росте среди ряда народов КМНС, в первую очередь ненцев. К этому можно добавить неопределенность жизненных перспектив кочевых оленеводов в атмосфере ускоренного промышленного освоения региона, кризис аборигенного лидерства и официальных организаций коренных народов. Наше исследование опровергает тезис российских ученых С. Тулаевой и М. Тысячнюк (сделанном на основе анализа ситуации в различных регионах Севера и Дальнего Востока) о том, что «нефтяная экспансия заставила коренные народы отказываться от территорий традиционного проживания в обмен на некоторую материальную помощь» [Тулаева С. А., Тысячнюк М. С. Между нефтью и оленями. О распределении благ между нефтяниками и коренными народами в российской Арктике и Субарктике// Экономическая социология. 2017. Т.18.No3. С. 70-96].

 

3. Казалось бы, все просто: необходимо уменьшить приток населения в тундру, которая страдает от промышленного и антропогенного воздействия, а также климатических изменений. Однако планы окружных властей по сокращению поголовья оленей всякий раз вызывали резкое противодействие со стороны аборигенов. Все понимают: ненец оленей не отдаст, так как это его хлеб. Как говорят на Ямале, для кочевников олень – это «банковская карточка». Обозначенные проблемы осознаются российскими властями. В частности, остро и в публичном режиме проходило обсуждение актуальных вопросов жизнедеятельности КМНС на заседаниях Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в 2018г. (Ханты-Мансийск) и в 2019г. (Нальчик). Во время последнего заседания Президент России Владимир Путин дал поручения решить такую назревшую проблему, как необходимость целевого обучения представителей коренной молодежи в российских вузах.

 
  1. 4. Образовательная парадигма для КМНС можно рассматривать как вариант системного решения социально-гуманитарных проблем в российской Арктике

  2. 5. Через образование лежит путь к технологиям, современным компетенциям и включению в экономическую жизнь вне тундры и поселков. Сфера образовательной политики может привести КМНС к позитивной трансформации.

  3. 6. Оптимальный сценарий будущего КМНС связан с целенаправленной образовательной стратегией. Эта стратегия нацелена на то, что молодежь КМНС и ДВ заканчивает образовательные учреждения, проходит через образовательный процесс социализацию и успешно встраивается в современный мир.