
Народы и языки
Социальные сети
Оставляйте комментарии, предложения, следите за новостями в наших группах в ВК, Одноклассниках и Telegram канале.
Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения
В российских школах преподается 24 языка народов страны, у которых нет межпоколенческой передачи. Это значит, что их носители либо умерли, либо регулярно не общаются на языке. «Ведомости» сделали такой вывод, сопоставив данные Министерства просвещения РФ, Федерального института родных языков и Института языкознания Российской академии наук (ИЯз РАН). Всего в России преподается 76 языков народов России.
К языкам, находящимся под угрозой исчезновения, относятся те, которые имеют статусы «засыпающие» и «прерванные». Это указано в актуальной классификации ИЯз РАН. На всю страну в школьной программе есть только один исчезнувший язык, который пытаются возродить, – сойотский. На нем говорили представители народа сойоты из Южной Сибири. По классификации ИЯз РАН, сойотский исчез в 1970-х гг. Язык считается исчезнувшим, когда умирает его последний активный носитель.
К «засыпающим» относятся языки, на которых не происходит регулярной коммуникации. В школах России таких шесть: водский, ижорский, саамский и энецкий из уральских языков, ительменский из чукотско-камчатских языков и тофаларский из тюркских языков. По классификации ИЯз РАН число носителей каждого «засыпающего» языка может варьироваться от 1 до 40 человек.
На языках с «прерванным» статусом ограничено регулярное общение. К ним относится 17 языков, преподаваемых в российских школах. Среди них – идиш, карельский, финский, корякский, вепсский и др. Число носителей каждого «прерванного» языка составляет от 10 до 5000 человек.
76 языков народов России преподается во всех субъектах страны, рассказала «Ведомостям» замдиректора Федерального института родных языков Саргылана Брызгалова. Для 64 из них создан самостоятельный учебный предмет, отметила она. В 20 субъектах изучается 26 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, добавила Брызгалова. На 46 языках реализуются программы дошкольного образования, уточнила она.
Существует несколько форматов изучения родных языков и литературы на языках народов РФ, продолжила Брызгалова. Школьники могут выбрать их в качестве учебного предмета по заявлению родителей, изучать в рамках программ допобразования и внеурочной деятельности, пояснила она. Для изучения языков как учебных предметов разработано 340 федеральных рабочих программ на 59 языках, а также свыше 540 наименований учебников по 32 языкам, добавила Брызгалова
Пока далеко не для всех языков есть единые программы по их изучению, в том числе из-за дефицита специалистов по лингвистике, говорит руководитель «Народный фронт. Аналитики» Ольга Позднякова. Издание словарей и учебников также поддерживается меценатами и грантами, отметила она. Например, проектный офис развития Арктики поддержал издание энецкого букваря, энецко-русского разговорника, рассказала эксперт
Читайте подробнее: