Вернуться

Выставка "Живое серебро". Сахалинский областной художественный музей.

Испокон веков кожа рыбы лососёвых пород была самым доступным материалом для шитья летней одежды, обуви, сумочек, промысловых рукавиц и даже лодочных парусов. На пошив одного халата уходило в среднем 30-50 рыбьих кож в зависимости от размера одежды и материала. Халаты, рубашки, рукавицы, наголенники, обувь шили из кожи кеты, сазанов, щук, сомов, толстолобов, ленков, верхоглядов, тайменей и некоторых других рыб. Сумки и кисеты из кожи рыбы восполняли отсутствие карманов.

«У бедняка и шуба на рыбьем меху» - русская народная поговорка приемлема и для коренных народов амуро-сахалинского региона. В XVIII веке зажиточные ульчи, нивхи, удэгейцы, нанайцы, орочи шили повседневную одежду из дорогих тканей: шелка, бархата, шерсти. Люди, которые не могли себе позволить подобную роскошь, носили халаты из кожи рыбы или хлопчатобумажной ткани.

В первой половине ХХ века богато орнаментированные халаты, сшитые исключительно из кожи тайменя, кеты, сазанов и щук нивхские, ульчские, удэгейские и нанайские женщины надевали по особым случаям: свадебный обряд и медвежий праздник. Постепенно ткань вытеснила кожу рыбы из-за трудоёмкости процесса выделки. В 1990-е годы Зоя Александровна Пластина была единственной ульчской мастерицей, занимавшейся художественной обработкой кожи рыб. На выставке представлен женский халат из кожи рыбы, украшенный на спинке орнаментальными композициями. Розетки, спирали, зооморфные мотивы иссиня-чёрного цвета были выполнены натуральными природными красителями из сажи с растолчённой икрой.

В конце 1990-начале 2000 годах в Хабаровском крае начался процесс ревитализации многих традиций коренных народов, в том числе использования рыбьей кожи. В 2005 году в г. Хабаровске был создан «Центр ремёсел и промыслов земли Дерсу», организованы курсы занятий, благодаря чему и была сохранена технология выделки рыбьей кожи. Нанайской мастерицей Юлией Дмитриевной Самар была разработана специальная методика по работе с рыбьей кожей, которая применяется и в настоящее время. В 2023 году Хабаровский край получил свидетельство о включении нематериального объекта культурного наследия «Технология обработки рыбьей кожи у коренных малочисленных народов Хабаровского края» в проект «Антология народной культуры».

В Сахалинской области в 1970-1990-е годы выделку кожи рыб лососёвых пород изучали в Детской художественной школе с. Некрасовка (Охинский район) и Ногликской школе искусств. Азы изготовления изделий из рыбьей кожи ещё будучи школьницами Вероника Осипова и Наталья Пулюс получили от преподавателей, которые заинтересовались необычным материалом. Позже, после окончания высших учебных заведений, уильтинская мастерица Вероника Владимировна Осипова и нивхская мастерица Наталья Владимировна Пулюс вспомнили о школьных уроках и применили знания в своём творчестве.

Современные мастерицы, используя текстуру рыбьей кожи, создают не только этнографически точные традиционные предметы, но и оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства: современные костюмы, панно, подвески, женские украшения.

Современный костюм: платье, болеро, наголенники и нарукавники, выполнен Людмилой Борисовной Хатхил (с. Булава Ульчского района Хабаровского края), непревзойденной ульчской мастерицей, создавшей коллекцию национальных костюмов и современных комплектов с этническим орнаментами из рыбьей кожи и ткани. Тонкое чувство красоты, материала, кроя и пропорций стали характерной особенностью Людмилы как художника, мастерицы. Творческое и эстетическое восприятие мира Людмила Борисовна Хатхил стала ощущать благодаря своей матери - искусной мастерицей в традиционном рукоделии. Её трудолюбие, терпение и тщательность поражали мастериц-наставниц Антонину Леонтьевну Дечули и Очу Лукьяновну Росугбу, а желание постичь все тайны их мастерства нашло отражение в её творчестве. Людмила Хатхил создаёт свои работы, обращаясь к сокровищнице народного искусства Приамурья. Её костюмы вызывают эстетическое наслаждение изяществом и цветовой гаммой, являются некоей связующей нитью между прошлым и будущим.

Современные работы Татьяны Борисовны Матвеевой (с. Богородское Ульчского района Хабаровского края) демонстрируют развитие ульчского искусства, которое не застыло в своих формах. В созданных ею панно Т.Б. Матвеева обращается к подлинным мотивам и национальным узорам, национальному искусству, которое является источником вдохновения. Используя традиционные природные материалы: кожу рыбы, деревянные стружки, камни, ракушки, и традиционную технику вышивки, аппликации, мастерица воплощает в орнаментах сюжеты, посвящённые родной земле, дорогим сердцу людям.

В конце ХХ века повсеместно получили широкое распространение изделия сувенирного характера. Сумочки и панно, созданные по мотивам старинных предметов быта: кисетов для табака, сумочек для предметов рукоделия, ковриков, – оформлены с соблюдением традиционных композиционных законов и цветового сочетания. используются преимущественно традиционные материалы: кожа рыбы, мех, замша, ровдуга.

Автором техники росписи тушью по коже рыбы является Вероника Владимировна Осипова, член Союза художников РФ (п. Ноглики Сахалинской области). Используя кожу рыбы, замшу и мех, она изыскано вводит в композиции национальные узоры. На её изделиях прорисованы тушью либо вырезаны узорчатые облака, волны, орнаментальные рамки. Сюжеты панно варьируются от пейзажей до композиций, передающих бытовые сцены, настроение природы, характер героев, авторское восприятие мира и эмоциональное состояние души. Сюжеты панно Вероники Осиповой никогда не повторяются. В музеях и частных коллекциях все произведения представлены в единственном экземпляре.

Валерия Осипова, племянница и ученица Вероники Владимировны, научившись выделывать кожу рыбы, продолжила семейный художественный промысел, выполняя силуэтные композиции и из бумаги, и из традиционного для коренных народов Сахалина материала - кожи рыбы. Ее композиции стали иллюстрациями к уильтинским легендам, литературным произведениям нивхского писателя и поэта Владимира Михайловича Санги, нивхского общественного деятеля Николая Васильевича Соловьева. Не имея художественного образования, Валерия, представляя будущую картину, без предварительного наброска вырезает фигуры мужественных охотников и оленеводов, танцующих девушек, бегущих оленей, силуэты колыхающих травинок и деревьев, гармонично соединяя все в единое изображение.

Сюжеты в аппликативных панно Натальи Владимировны Пулюс (п. Ноглики Сахалинской области) навеяны нивхскими легендами и преданиями. Панно «Бурундук и медведь» является иллюстрацией к одноименной нивхской сказке. Мастерица использует в аппликациях стилизованные изображения рыб – распространённый для амуро-сахалинского региона мотив.

Нанайская мастерица Валентина Владимировна Бельды (с. Джари Нанайского района Хабаровского края) создаёт национальную одежду и аксессуары из рыбьей кожи, использует традиционную технологию в обработке и пошиве изделий, применяя в основном кожу сома. Причём оттенки кожи могут сильно отличаться: «Как у людей разный характер – у каждого человека свой, так и у рыбы получается: одна кожа серенькая, другая зеленоватая, другая – коричневые оттенки принимает. И, чтобы одинаковый оттенок собрать, надо много рыбы помять, а потом их сопоставлять».

Кожа рыбы применялась при изготовления музыкальных инструментов: погремушек, однострунного смычкового инструмента пикоютни (ульч. - «сирпакта», нивх. - «тынрын»).

Погремушки использовали женщины-шаманки во время камлания вместо бубна с колотушкой. Ульчи наигрыши и танцы с погремушками исполняли во время «медвежьего» праздника. Обработанной кожей рыбы обтягивали берестяные и деревянные корпуса музыкальных инструментов, наполняя сушёным горохом, крупой, мелкой галькой. Нанайские погремушки Раиса Григорьевна Баранова (Дигор) украсила зооморфным орнаментом в виде ящериц – одних из «проводников-помощников» шаманов тушью – современным заменителем натуральной краски из копоти, смешенной со свежей икрой.

Тынрын — единственный струнный инструмент нивхов, его название происходит от звукоподражания звучанию инструмента — «тын», «рын». Ульчское название инструмент получил от слов «конский волос», из которого изготавливается струна. Основа инструмента — полый берестяной коробок, затянутый с одной стороны рыбьей кожей, сквозь него продет гриф с вырезанным жёлобом и натянутой струной. Играют на тынрыне при помощи смычка, напоминающего маленький охотничий лук. На тынрыне может одновременно звучать два-три звука. Многослойная звуковая фактура возникает за счёт использования трех резонаторов, в которых отражаются звуки. Первый резонатор — короб из бересты и рыбьей кожи, второй — жёлоб на грифе, а третий — рот исполнителя (обычно это женщина). Исполнительница водит смычком, зажимая струну двумя пальцами левой руки, а когда звучит длинная нота, быстро прикасается языком к открытой струне - возникает вибрация.

У нивхов появление тынрына объясняет легенда. Когда-то давно женщина, которая долго не могла иметь детей, забеременела и родила сына. Мальчик вырос и стал прекрасным охотником. Однажды он ушёл на охоту и все никак не возвращался. Женщина стала громко кричать и звать его, чтобы сын смог найти дорогу домой, но он так и не услышал её. Мать продолжала кричать, плакать и потеряла голос. Чтобы сын нашел путь, она вырвала свои голосовые связки и сделала из них струну для музыкального инструмента, на котором стала играть. Поэтому чаще всего песни, которые исполняются на тынрыне, называются «плачами».

Современные сувенирные куклы мастерицы выполняют для демонстрации национальных костюмов. С точностью в деталях изображены шаманы с традиционными атрибутами в виде пояса для камлания, бубнов, масок; женщины в халатах, украшенных по горловине, манжетам; мужчины в традиционных рубашках и ноговицах. Перед изготовлением куклы происходит тщательное изучение народного костюма и традиционного материала. Методика ознакомления с народной культурой популярна в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, этнокультурных центров. На выставке наряду с куклами, выполненными народными мастерицами Л.Д. Кимовой, Н.Ю. Тихоновой, Н.Н. Роник, М.В. Крагиной, С.В. Росугбу, И.Н. Дечули, Т.Б. Матвеевой представлены куклы учащихся школ искусств, центров народной культуры, участниц этнокультурных центров.

Творчество народных мастеров – яркий пример прочной непрерываемой связи времён и поколений. Обучившись у старших наставников, постигнув особенности и характерные для искусства коренных народов Приамурья и Сахалина штрихи, изучив старинные предметы быта, мастера развивают традиционную технику исполнения и вносят в развитие народных промыслов свой неподражаемый, присущий только им стиль. Связь времён и традиций не оборвётся: мастера передают своим ученикам знания и навыки в резьбе по дереву, обработке бересты и кожи рыбы, изготовлении традиционных и современных произведений.

 

Выставка продолжит работу по 13 октября 2024

 

Источник