Вернуться

17 декабря – День Северного морского пути

В 2022 году Россия празднует 90-летие Северного морского пути – кратчайшей трассы между Европейской частью России и Дальним Востоком, которую часто называют «арктической дорогой жизни».

Освоение Северного морского пути началось еще в XVI веке, но за отправную точку взят 1932 год, когда экспедиции под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» удалось за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива. Тогда же, в 1932 году, было создано Главное управление Северного морского пути.

Сегодня на пути развития высокоширотного судоходства и российской Арктики стоят новые вызовы, преодоление которых представит новые возможности для развития Северного морского пути и собственных территорий. Санкт Петербург, как крупнейший промышленный и научный центр России, стоящий у истоков освоения Арктической зоны, является драйвером освоения Севморпути. Здесь сосредоточен огромный промышленный и интеллектуальный потенциал, воплощаются масштабные проекты по развитию Северного морского пути и прибрежных районов Северного Ледовитого океана, а предприятия города строят самые мощные суда.

В сердце промышленного Петербурга, на Балтийском заводе, ведется строительство уникальных атомных ледоколов серии 22220 для обеспечения круглогодичной навигации судов по Северному морскому пути. На Адмиралтейских верфях осуществляется строительство рыболовецких траулеров, которые оснащены новейшим оборудованием с возможностью вести производство полного цикла. В августе 2022 года в свой первый научный арктический поход отправилась созданная на Адмиралтейских верфях ледостойкая платформа «Северный полюс» – не имеющее аналогов в мире судно специального назначения с функционалом научно-исследовательского центра, которое планирует выполнять круглогодичные комплексные исследования в высоких широтах.

Санкт-Петербург имеет исключительно выгодное геополитическое положение, развитую экономику и эффективный транспортный комплекс. Всё это дополняется конкурентоспособными преимуществами Большого порта Санкт-Петербурга, использование возможностей которого позволяет принимать грузовые суда, такие как контейнеровоз «Севморпуть», обеспечивать высокую скорость работы с грузами и существенно наращивать мощности транспортно-логистического потенциала Северного морского пути.

В целях содействия увеличению объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути, в том числе транзитных перевозок, в Санкт-Петербурге продолжается реализация ведомственного проекта Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики «Активизация участия Санкт-Петербурга в развитии судоходства по Северному морскому пути», в рамках которого совместно с Логистическим кластером Северо-Запада России при поддержке Правительства Санкт-Петербурга создана информационная платформа «Арктика – СМП.РФ», на которой агрегируются данные по загрузке судов, следующих из Санкт-Петербурга по Северному морскому пути, что, в свою очередь, способствует увеличению объема грузооборота по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток – Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург играл, играет и будет играть значимую роль в развитии Северного морского пути. Санкт-Петербург – это, без преувеличения, ворота Арктики!

Источник: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики https://vk.com/club177831749?w=wall-177831749_11930