Вернуться
  Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Давыдова Е.А

Эскимосы. Духовная культура


Традиционные верования азиатских эскимосов близки к чукотским. Для них был характерен шаманизм. Шаман являлся посредником между духами и людьми. Он изгонял болезни, помогал вернуться пропавшим в тундре или унесенным на льдине, влиял на погоду, «вызывал» промысловых зверей. Шаманского костюма у эскимосов не было, но они носили специальные подвески, бахрому, кисти. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины.

Шаманское камлание. Эскимосы азиатские. Чукотский автономный округ, Провиденский р-он (пос. Унгазик), бухта Провидения. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.

Согласно верованиям эскимосов, существуют три главных божества: владычица моря Седна, владыка воздуха и вселенной Киягнык, владычица земли Пинга. Верили эскимосы также в безличную силу ( хила ), от которой зависели явления природы, удача человека.

В каждом из миров, по представлениям эскимосов, существовало множество злых и добрых духов. Добрые отождествлялись с животными и птицами, а злые представлялись в виде антропоморфных великанов или карликов, либо существами самых фантастических форм. Самым жестоким духом был подземный дух Нунамйо. Всех духов нужно было ублажать жертвами.

Земной мир, по представлениям эскимосов был населен многочисленными духами-хозяевами – инуа . Считалось, например, что инуа есть у воздуха, ветра, воды, земли, растений, гор, льда, холмов, камней, сна и т. д. От них зависел успех хозяйственной деятельности. С инуа имеют дело только шаманы. Правда, во время охоты, эскимос мог сам призывать своего духа-помощника, чтобы получить его поддержку, либо спеть специальную песню, чтобы приманить добычу.

Добыча зверя не считалась его убийством. По представлениям эскимосов, животные хотят, чтобы их убивали, поскольку их души возвращают, чтобы обрести плоть. Но животные хотят, чтобы их смерть была обставлена соответствующими ритуалами: необходимо было умилостивить добытого зверя, чтобы он всегда приходил к людям. Так, охотник никогда не вносил добычу в дом, прежде чем его жена не выйдет навстречу и «не напоит» убитого зверя водой из специальной ритуальной мисочки. Кроме того, после добычи морских зверей приносился дары «хозяину моря».

Большая часть эскимосских праздников была связана с промысловым культом и приходилась на осенние, зимние и весенние месяцы. Праздники включали в себя жертвоприношения, а также танцы, песни, игры, обмен подарками, коллективную трапезу. Самыми известными праздниками были праздник кита, праздник моржовых голов, праздник первого спуска байдары, праздник молодого охотника.

Погребальный обряд производился обычно на следующий день. На покойного одевали погребальную одежду белого цвета. Затем привязывали ремнями к одному или двум деревянным шестам, на которых спереди и сзади делали ременные петли для переноски тела, лицо закрывали шкуркой оленя или капюшоном, чтобы дух умершего не видел дороги и не вернулся. Перед выносом тела родственники умершего совершали трапезу.

На месте захоронения с умершего снимали одежду и производили вскрытие, если была не ясна причина смерти. Наиболее распространенным у азиатских эскимосов было захоронение в каменистых осыпях. Могилой служила неглубокая ниша в камнях. В прежние времена тело умершего оставляли прямо на снегу, так как невозможно было вырыть могилу в замерзшей земле. При открытом захоронении вокруг покойного располагали крупные камни. Вокруг захоронения раскладывались предварительно испорченные личные вещи умершего человека. Одежду разрезали на мелкие части, нарты, на которых везли тело, разламывали, все складывали рядом с телом, придавив камнями. Деревянный шест, к которому был привязано тело, обычно оставляли в ногах умершего. Ближе к голове клали личные вещи покойного предназначавшиеся ему «в дорогу». Возле мужчины, например, клали нож, ружье, гарпун, трубку, табак, инструменты, возле женщины – иголки, женский нож, деревянное блюдо, тарелки. На обратном пути шили не сразу домой, а старались пройти хоть немного вдоль берега моря.

Праздник Аттырак у эскимоса Матлю (приношение жертвы). Эскимосы азиатские. Чукотский автономный округ, Провиденский р-он (пос. Унгазик), бухта Провидения. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.
Праздник моржевых голов у эскимоса Матлю (общественное угощение). Эскимосы азиатские. Чукотский автономный округ, Провиденский р-он (пос. Унгазик), бухта Провидения. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.
Праздник моржевых голов у эскимоса Матлю (общественное угощение). Эскимосы азиатские.Чукотский автономный округ, Провиденский р-он (пос. Унгазик), бухта Провидения. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.