Вернуться
  Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Давыдова Е.А

Эскимосы. Современное культуротворчество


В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» (в переводе с чукотского «рассвет»). В 1974 г. ансамбль приобрел статус государственного. В августе 2000 г. ансамбль признан особо ценным объектом наследия Чукотского автономного округа. В ноябре 2018 г. «Эргырон» отметил свое 50-летие, зрителям была показана новая концертная программа. В мае 2020 г. ансамблю было присвоено звание «академический». «Эргырон» был создан в целях сохранения и преумножения вокально-хореографического наследия народов Чукотки. Ансамбль является профессиональным коллективом, носителем и хранителем национального вокального, хореографического и декоративно-прикладного искусства не только чукчей и эскимосов, но и других малочисленных народностей Крайнего Северо-востока России: коряков, чуванцев, эвенов, алеутов и эвенков. В «золотой фонд» ансамбля вошли многочисленные национальные песни, танцы и миниатюры: «Полет чайки против ветра», «Забой оленя», «Сбор яиц на скале», а также балет «Легенда о Вороне», опера «Девушка и Смерть», мюзикл «Сказка о Добре и Зле». Всего в репертуаре ансамбля более 300 произведений вокального и хореографического искусства. Являются исполнителями и авторами саундтрека к философскому мультфильму «Кутх и мыши». На сегодняшний день Государственное учреждение Чукотского автономного округа Государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» является единственным на Чукотке профессиональным коллективом.

В селе Уэлен существует фольклорный ансамбль «Уэлен». Его история возникновения относится к 1930-м гг. Первыми его участниками были Нутетеин, Щинанек, Умка, Армоль, Атык, Гыпель. Нутетеин – один из талантливейших его участников, который много лет руководил ансамблем. Участники ансамбля были авторами и исполнителями создаваемых танцев. В своем творчестве участники ансамбля продолжают развивать традиции прошлого, на его основе развивали свое самобытное искусство, внося в него элементы современности.

Участники ансамбля и ансамбль в полном составе неоднократно принимали участие в смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, на которых неизменно становились призерами, дипломантами, лауреатами.

В 1964 г. ансамбль получил официальное название «Чукотско-эскимосским ансамблем “Уэлен”». Ансамбль является лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности. Участники ансамбля неоднократно выступали на Кремлевской сцене. В 1974 г. чукотско-эскимосскому ансамблю было присвоено звание Народного. В те годы участниками ансамбля были: Аяя, Эмун, Тагъёк, Н. Тулюкак, Е. Эмутегин, Л. Улесик, А. Татро, В. Каляч, А. Тнауквутагин, Гоном; руководил ансамблем Семён Эмутегин.

В январе 1982 г. ведущие солисты ансамбля Тулюкак Лариса, Эргиро Слава, Тнауквутагин Афанасий, балетмейстер ансамбля Тагъёк были участниками Дней культуры и искусства Магаданской области в Москве. В ноябре 1983 г. руководители ансамбля Эмутен и Тагъек были участниками научно-практической конференции по проблемам развития культуры и искусства народностей Севера, проходившей в Москве. В ноябре 1984 г. балетмейстеру Я.Тагъёк вручена золотая медаль ВДНХ за развитие культуры и танцевального чукотско-эскимосского искусства. В марте 1985 г. солисты ансамбля Т. Тулюкак, В. Маглялин, С. Эмутегин и Я. Тагъек были участниками окружного смотра народного творчества трудящихся. В апреле 1985 г. коллектив ансамбля «Уэлен» занял первое место среди национальных ансамблей района и был награжден Почетной грамотой и ценным подарком. В 1986 г. участники ансамбля впервые побывали в Гренландии по приглашению оргкомитета фестиваля «ААСИВИК». В том же году ансамбль подтвердил звание «Народного». В 1987 г. участники ансамбля с художественной программой выступили в Германии (ФРГ). В 1990 г. ансамбль принял участие в фестивале народного творчества в Анкоридже. С 1990 по 1994 г. народный ансамбль выступал в городах штата Аляска. В 1998 г. ансамбль принимал участие в праздновании 850-летия Москвы. Чукотско-эскимосский ансамбль «Уэлен» неоднократно выступал на фестивале «Эргав», который проводится на Чукотке с 1990 г. В основу ансамбля заложены важные ценности: преемственность поколений, сохранение и популяризация чукотско-эскимосской культуры, объединение всех людей посредством творчества. Многие из участников ансамбля ушли из жизни, но танцы, авторами которых они были, продолжают жить. Народный ансамбль «Уэлен» завоевал множество различных наград на престижных региональных и международных фестивалях, гастролировал по многим городам России и мира.

В селе Уэлен проводит занятия детский чукотско-эскимосский ансамбль «Накаяк» (в переводе с эскимосского «Подснежник») – творческий коллектив из десяти детей 9-16 лет. Он был создан более 30 лет назад и является спутником ансамбля «Уэлен». Руководитель ансамбля – Владимир Мемыльнеун. Ансамбль «Накаяк» в 2016 г. был удостоен гран-при на XI всероссийском фестивале творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Кочевье Севера» в Москве. На III заочном окружном фольклорном конкурсе для детей «Тиркыкэй-2020. Праздник дружбы» чукотско-эскимосский ансамбль «Накаяк» стал победителем сразу в двух возрастных группах .

Слово «Атасикун» переводится с эскимосского языка «Все вместе». Одноименный ансамбль был создан в ноябре 1986 г. при научно-методическом центре Окружного Дома культпросветработы (ныне — ГУК Чукотского АО «Чукотский окружной Дом народного творчества»). Первым руководителем стала хранительница и знаток науканских мелодий и танцев, рукодельница Нина Петровна Акукын (1930 г. р.), уроженка с. Наукан, эскимоска. Она руководила коллективом с 1986 г. по 2004 г. Ее руками были сшиты первые сценические костюмы, перчатки, головные украшения и эскимосские мячи.

Звание «Народный» самодеятельному коллективу было присвоено 12 февраля 1990 г.. За период с 1986 по 1990 г. создан уникальный репертуар, который основан на песенно-танцевальном фольклоре науканских эскимосов. Со временем изменилась форма сценического воспроизведения эскимосского танца, но неизменным остались «корни». Такие танцы, как «Ритуальный сидячий», «Праздничный» исполняются в аутентичной форме, в этом их уникальность. В репертуаре ансамбля, помимо науканских (уэленских) танцев, есть танцы аляскинских и канадских, чаплинских и сирениковских эскимосов.

В ходе постановочной и репетиционной работы постоянно проводится воспитательная работа. Она выражается в том, что на занятиях участники коллектива не только танцуют, но и поют мелодии к исполняемым танцам. Таким образом артисты лучше запоминают и танец, и мелодию. А главное, происходит естественная передача навыков, умений и знаний эскимосской танцевальной культуры.

С уходом первого руководителя в январе 2004 г. коллектив возглавила ее дочь Ирина Суворова (1952 г. р.). С 2000 г. в ансамбле появился детский коллектив-спутник, что позволяет говорить о преемственности. Дети и подростки в возрасте от 6 до 15 лет приобщаются к народной эскимосской культуре. Ансамбль известен не только на Чукотке, но и за ее пределами: в Швейцарии, Бельгии, Голландии, Нидерландах, США и во Франции. Коллектив периодически пополняется молодыми исполнителями, активно ведет концертную деятельность в округе и за его пределами, репертуар обновляется новыми танцевальными произведениями, идет работа по восстановлению забытых танцевальных номеров и по сохранению эскимосской мелодии.

Коренные жители Чукотки – известные мастера в области косторезного искусства. В 1930-е гг. проводилась работа с чукотско-эскимосскими народными мастерами с целью налаживания работы косторезных мастерских. Благодаря привлечению профессиональных художников и искусствоведов чукотский косторезный промысел перешел на качественно новый уровень, превратившись из простого сезонного сувенироделания в самостоятельное постоянное производство, приобрел характерные стилевые черты, которые сохраняются в чукотско-эскимосском косторезном искусстве и в настоящее время.

На весь мир известна Уэленская косторезная мастерская. В косторезной мастерской Уэлена и в ее филиалах в соседних поселках на протяжении многих лет работал большой творческий коллектив, который воплощал в художественных изделиях ключевые черты традиционного искусства чукчей и эскимосов. В этот коллектив входили десятки местных народных художников. Покрытые гравировальным рисунком клыки моржа, вырезанные из фигурной кости фигурные композиции, декоративные ножи и другие предметы составляют ценнейшие коллекции в музеях России и мира. В 1920-е – 1930-е гг. в косторезном искусстве Чукотки происходят перемены, которые были наиболее заметны на моржовых клыках. Первоначально она была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными. В качестве красителя художники стали использовать графит цветных карандашей. Сюжеты стали сложнее и существенно обогатилась цветовая гамма.

В 1920-е гг. в рамках советской национальной и культурной политики со стороны государства была оказана поддержка развитию традиционного прикладного искусства и ремесел, бытовавших среди различных народов страны. Именно тогда было обращено внимание на уже существовавшее искусство чукотских косторезов. Главным центром косторезного искусства Чукотки суждено было стать поселку Уэлен. Косторезная мастерская в Уэлене была создана в 1931 г. Организаторами мастерской были Тегрынкеу и Вуквутагин. Последний заведовал мастерской до своей смерти в 1968 г. Первыми работниками мастерской были Аромке, Хальмо (брат Вуквутагина), Айе. Бывшие охотники, эти мастера вырезали из моржового клыка фигурки медведей, нерп, оленей, собачьи и оленьи упряжки. Тегрынкеу занимался организационной работой. Мастерская выпускала изделия мелкой пластики: шахматы, пудреницы, брошки, миниатюрные скульптуры животных. Появлению мастерской предшествовал успех работ, выполненных чукотскими студентами Института народов Севера в Ленинграде. Созданные в скульптурной мастерской института работы позднее получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 г. В 1937 г. работы уэленских мастеров выставлялись в Третьяковской галерее. В 1930-е гг. художественной резьбой стала заниматься первая девушка-эскимоска Нагуя из поселка Чаплино. Традиционная резьба считалась у чукчей и эскимосов занятием мужчин («Рука женщины не должна прикасаться к резцу»). Однако в последнее время появилось много женщин-мастериц.

С 1968 г. художественным руководителем Уэленской косторезной мастерской стал Туккай. В 1967 г. он был награжден Орденом Октябрьской революции. Ряд мастеров Уэленской косторезной мастерской были приняты в Союз художников СССР. В 1976 г. за выдающиеся работы в технике народной резьбы по кости Василий Емрыкаип, Иван Сейгутегин, Галина Тынатваль и Вера Эмкуль получили Государственную премию РСФСР.
С 1970-х гг. из-за сокращения добычи моржового клыка мастера стали использовать новый материал – кости китов, собираемые на побережье Чукотки.

В 2010 г. большую часть резчиков и граверов Уэленской косторезной мастерской перевели на новую форму организации художественной деятельности – индивидуальное предпринимательство. По факту, в 2019 г. в с. Уэлен зарегистрировано шесть мастеров – индивидуальных предпринимателей, в Лаврентия – пять, ни в Нешкане, ни в Инчоуне официально предпринимательством в сфере ДПИ не занимаются.

У мастеров существуют проблемы с приобретением сырья. Несколько лет назад стоимость моржового клыка поднялась до 17 тыс. руб. за 1 кг, что отразилось на цене готовых изделий. В настоящее время цены на данное сырье стабилизировались (цена за кг в 2018 г. варьировалась в пределах 6 тыс. руб.). В дефиците местное кожевенно-меховое сырье с качественной выделкой.

Специалисты обозначили и еще одну проблему, связанную с качеством современных художественных изделий. С одной стороны, значительно расширилась география чукотских мастеров – они работают в Анадыре, Провидения, Эгвекиноте, Билибино, в национальных селах. С другой – многие художники, резчики и граверы, перейдя на коммерческие рельсы, снизили качество своих изделий.

В последние годы в Анадыре регулярно проводятся выставки-ярмарки мастеров. Авторы сотрудничают с сувенир-холлом «Эскимосский мяч» Музейного центра «Наследие Чукотки», с сувенирной лавкой торгового центра «Новомариинский», с художественной галереей «Кайныран», в которых демонстрируются и реализуются их работы.

В Чукотском автономном округе ведется работа по укреплению межнациональных отношений и развитию традиционного нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов округа, например литературные конкурсы и фестивали. Реализуются меры по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия. В целях подержания и развития национальных видов спорта, формирования здорового образа жизни коренных жителей в регионе ежегодно организовываются и проводятся спортивно-массовые мероприятия, которые сопровождаются выступлением фольклорных коллективов, ярмарками изделий местных мастеров, например, первенство Чукотки по национальной борьбе памяти А.С. Малыванова, регата на кожаных байдарах «Берингия», чемпионат и первенство Чукотского АО по северному многоборью.

Морж. 1930-е гг. Мастер неизвестен. Моржовый клык. 8х4х4. Резьба. Гравировка.
Пеликен. 1960-е гг. Автор неизвестен. Моржовый клык. 3,5х1,5х1,5. Резьба.
Скульптурная группа “Охота на медведя с копьем”. 1965 г. Автор Хухутан. Моржовый клык. 9х16,5х4. Резьба. Гравировка. Цветной карандаш.
Парусная шхуна. 1957-е гг. Мастер Гемауге. Моржовый клык. Ус кита. 53,5х78х8,5. Резьба.