Вернуться
  Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Давыдова Е.А

Эскимосы. Общие сведения

 

На арктическом побережье США (Аляска), Канады, в Гренландии (Дания) и на юго-восточном побережье Чукотского полуострова (Россия) широко расселилась группа родственных народов – эскимосы. Они отчетливо противопоставляют себя в целом своим соседям – индейцам на американском континенте и чукчам в Азии. Однако эскимосская общность внутри себя распадается на более мелкие этнические группы со своими диалектами и особенностями культуры.

Общая численность эскимосов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 1 659 чел. (793 муж. и 866 жен.).

Ученица Альпырахтын (поселок Наукан). Эскимосы азиатские. Чукотский автономный округ, мыс Дежнева. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.

Наименование «эскимос» прочно вошло в мировую литературу и стало общеупотребительным по всему миру. Оно ассоциируется с культурой арктических охотников – коренных жителей Гренландии, арктического побережья Северной Америки и части Чукотки. Однако этот термин – экзоэтноним, то есть привнесен из диалекта одной индейской общности, и переводится как «едящие сырое мясо».

Самоназвание азиатских эскимосов – юк (человек), мн. ч. – югыт или юпик (настоящий человек), мн. ч. – юпигыт . Использовался также термин юит . Исследовательница Е.П. Орлова тем не менее не признавала общего этнонима азиатских эскимосов и подчеркивала, что при самоидентификации они использовали названия мест своего проживания.

Так, чаплинцы называли себя ун’азим юпига ( унгазимит ) по названию крупного поселка Унгазик, располагавшегося на мысу Чаплина; жители поселка Сиреники назывались сиг’иным юпига ( сиренимит ); жители поселка Наукан – нывукам юпига ( нэвукамит ). Впоследствии появились и русские адаптированные названия для этих групп – чаплинцы, сиреникцы, науканцы. Соседние чукчи называли эскимосов «людьми моря» – ангалит или «прибрежными жителями» – рамглат . Первое название стало основой для экзоэтнонима онкилон , который использовал, в частности, Ф. Врангель для обозначения сибирских эскимосов. Коряки называли эскимосов нимилу ( намоллы ), то есть «приморские жители». В тридцатые годы двадцатого столетия была предпринята попытка сменить общепринятый этноним «эскимосы» на самоназвание юиты . Однако оно не прижилось, и в 1936 г. было восстановлено старое название. В последние годы все чаще используются самоназвания эскимосов, в частности, при самоидентификации людьми во время переписи населения.

В XIXи начале XXв. азиатские эскимосы-юпик разделялись на несколько племен со своими племенными территориями. Самое южное эскимосское племя – сыгиныгмит или сиреникцы – в прошлом, видимо, осваивало территорию на северном берегу Анадырского залива, между бухтами Преображения и Провидения. Однако к началу XX в. они сохранили только часть бывшей своей территории с поселками Сиринык и Имтук. Сирениковцы, которых в конце XIX – начале XX в. насчитывалось всего около 120 человек, говорили на особом старосиреникском языке, непонятном остальным группам азиатских эскимосов. К концу XIXв. началось широкое смешение сирениковцев с другими эскимосскими племенами.

От западного края бухты Провидения до мыса Чукотского простиралась территория группы аватмит с центральным поселком Аван, насчитывавшей порядка 120 человек. Они говорили на особом аванском говоре чаплинского диалекта с заметными фонетическими отличиями. В 1942 г. поселок Аван был закрыт, а его жители расселились по окрестным поселками или даже ушли на Аляску.

Самым крупным азиатско-эскимосским племенем были унгазигмит, или чаплинцы, которых в рассматриваемый период было 550 человек. Их этническая территория простиралась от южного побережья Аракамчечена на севере до входа в бухту Ткачен на крайнем западе. Поселок Унгазик на мысе Чаплина был центральным и крупнейшим поселением племени, однако в 1958 г. был закрыт, а его жителей переселили в поселок Новое Чаплино, построенный для них в бухте Ткачен.

Навукагмит (науканцы) проживали в поселке Наукан, возле мыса Дежнева, и насчитывали около 350 человек. Поселок исторически сложился из переселившихся сюда жителей древних эскимосских селений мыса Дежнева. Возможно, часть эскимосов переселилась также с островов Диомида в Беринговом проливе, а также Аляски. К началу социалистической реконструкции хозяйства в 1920-е – 1930-е гг. группа науканских эскимосов была территориально и исторически сложившейся общиной коренного населения Чукотки, связанной родством, хозяйством, исторической памятью, особой культурой и единым языком. В 1958 г. было принято и реализовано административное решение закрыть поселок Наукан и переселить его жителей в селение приморских чукчей Нунямо. Однако с началом переселения оказалось, что Нунямо не готов к приему большого количества людей. В результате науканцы стали переезжать в районный центр, село Лаврентия, а также в Уэлен, с жителями которого они имели исторически сложившиеся связи. В 1976 г. было закрыто и село Нунямо как «неперспективное». Сейчас науканцы и их потомки живут в Лаврентия, Лорино, Уэлене, Инчоуне, Нешкане, Сирениках, Провидения, Анадыре и других селах Чукотки.

Имаклъигмит (имакликцы), насчитывавшие около ста человек, проживали на острове Ратманова (Большой Диомид). Однако с установлением советской власти имакликцы в первой трети XXв. перебрались на остров Крузенштерна и Аляску.

Имелись и другие, еще более малочисленные группы, упоминаемые в литературе: кивагмит (кивакцы), имлугмит (имтукцы), аткальхагмит (аткальхакцы), напакутагмит (напакутакцы).

С 1920-х гг. начался процесс образования группы уэлькальских эскимосов в ходе переселения эскимосов из Унгазика и других поселков юго-восточной Чукотки в район залива Креста.

К середине 1970-х гг. сохранились только три группы: науканцы, чаплинцы и сиреникцы. В настоящее время большинство чаплинских эскимосов (около 900 человек) живет в четырех поселках Чукотского округа: Новое Чаплино, Сиреники, Привидения и Уэлькаль. Носители этой же языковой группы проживают на острове Св. Лаврентия (США). Те, кто считают себя науканцами, проживают главным образом в поселках Лорино, Лаврентия, Уэлен и Провидения.

В соответствии с переписью населения 2010 г. эскимосов, проживающих в Российской Федерации, насчитывается 1738 человек.

Общая численность эскимосов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 1 659 чел. (793 муж. и 866 жен.).

Эскимосы Тлюваунь и Кергытагын (поселок Наукан). Эскимосы азиатские.
Чукотский автономный округ. Мыс Дежнева. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.

Рис. 3. МАЭ И 115-99. Председатель и секретарь имтукского Совета (эскимосы Нутауи и Аляляун). Эскимосы азиатские.
Чукотский автономный округ, лагуна Имтук. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.

 

Эскимос Номтагын (поселок Имтук). Эскимосы азиатские.
Чукотский автономный округ, лагуна Имтук. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.

Эскимос Мыргуи (поселок Имтук). Эскимосы азиатские.
Россия, Чукотский автономный округ, лагуна Имтук. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.
Эскимос Кайхкатегых (поселок Наукан). Эскимосы азиатские.
Чукотский автономный округ, мыс Дежнева. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.
Эскимос Синянгек (поселок Наукан). Эскимосы азиатские.
Россия, Чукотский автономный округ, мыс Дежнева. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.
Ученица Тлингейнь (поселок Наукан). Эскимосы азиатские.
Чукотский автономный округ, мыс Дежнева. 1927-1929. Собиратель: А. С. Форштейн. Размер: 5,3 х 8,0 см.